Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Иудаизм и гнозис: София Эхамот

Наткнулась на работу об иудейской подоплеке гностического мифа авторства некоего МакРэя, где он ссылается на тексты Наг-Хаммади и пытается обнаружить общности и различия, чтобы их в дальнейшем проанализировать. Таковых было найдено 25, но важнейшего нюанса, несомненно свидетельствующего в пользу единой основы двух традиций, я там не обнаружила. Лишь вскользь автор упоминает о Софии как древе жизни, апеллируя к апокрифу Иоанна (датировка которого, наряду с другими т.н. "новозаветными" апокрифами - II-III в.н.э.), где оное позиционируется в качестве "орудия архонтов":

"И архонты взяли его и поместили в раю. И они сказали ему: "Ешь",- то есть неторопливо. На самом деле, их наслеждение горько и красота их порочна. И их наслаждение обман, и их деревья нечестивость, и их плоды смертельная отрава, и их обещание смерть. Древо же своей жизни они посадили в середине рая. Но я научу вас, что есть тайна их жизни, то есть совет, который они держат друг с другом, то есть форма их духа.
Корень (этого древа) горек, и ветви его есть смерть, тень его ненависть, и обман обитает в его листьях, и цветение его - помазание лукавства, и его плод смерть, и вожделение есть его семя, и растет оно во тьму."

[Вот уж точно - если хочешь все извратить, исказить и вывернуть наизнанку, спроси гностика, как это сделать сподручнее:))]

С деревьями понятно - теперь о том, что на деревьях висит:

"И Эпинойа света утаена в Адаме (не только затем), чтобы архонты не могли узнать ее, но дабы Эпинойа могла быть исправлением изъяна матери. И человек открылся посредством тени света, которая есть в нем."

Пожалуй, разве что совершенно не знакомый с матчастью субъект не усмотрит в этом указание на Мать и Дочь (Эпинойю света, "ту, что была назвала Жизнью"), две ה Тетраграмматона, Бину и Малхут. К тому же, нельзя не отметить совпадение по датировке - исходя из временнЫх периодов, это даже не полностью сокрытая протокаббала предшествующей эры, а уже самый что ни на есть расцвет традиции (раби Шимон бар Йохай, книга Зоhар - как раз II век н.э.).

А дальше - Апокалипсис Иакова, где все совсем уж прозрачно, но автор этого не замечает в упор:

Здесь высшая София обрисована в виде носителя откровения и избавления духовных людей через Гнозис, сообщенный Христом, а низшая София – как прародитель зла:
«Я же воззову к нерушимому Гнозису, который есть София, которая с Отцом, которая – матерь Ахамот».
В другом месте четко сказано, что Ахамот – переведенное имя Софии
.

Аналогичным образом, "София, которая с Отцом" - это Бина с Хохмой, אבא ואמא, низшая София - Малхут. Зивуг Хохмы с Биной=Даат ("нерушимый Гнозис").

Наконец, беззастенчиво, если не сказать - бесстыже;)) - делается намек...впрочем, сложно назвать это намеком, потому что, по-моему, чистый пшат:
«Эхамот одна и Эхамот другая. Эхамот – просто (απλως) София, но Эхамот – София смерти, она – та, кто знает смерть. Она – та, кто названа малой Софией».

"Смерть вошла в мир" - в Малхут, но, когда "яд Дракона отравил воды", три высшие (горние) сфирот остались нетронутыми. Характеристику "эхамот" я как только ни пыталась записать, чтобы высветился ее первоначальный смысл - и החמות ("ее страсть была отброшена от Плеромы"; из לחמם - "волновать" - можно вывести это значение), и הכמות ("число" - "сфира", от לספור? Слишком уж натянуто), и что-нибудь, завязанное на מות (все-таки, "София смерти") . Но, оказывается, сия прелесть происходит, ни мало ни много, от...החכמות (hа-Хохмот), и уму непостижимо, как в этих апокрифах оно трансформировалось в совершенно неузнаваемое "Эхамот". Действительно, החכמות - калька с греческого "σοφία", и к тому же (да поправят меня ивритоговорящие), это не просто "премудрость", а "приобретение ума" (сравни с להבין - понимать и с собственно, בינה, "Бина" - понимание, мудрость). По сути, наименование отлично иллюстрирует процесс постепенного "сгущения", "отфильтровывания" энергии творения: несознающий Бесконечный Свет, проходя через свойства Хокма, в Бине приобретает форму, ограничивается и упорядочивается (на менее высоком уровне нечто похожее производит сфира Гвура).
У гностиков материя мнится злым началом, узами, демиургической тюрьмой, посему неудивительно, что в их понимании процесс воплощения, когда "искры" духа облекаются в материю - глубоко порочен и по определению несет в себе изъян, а значит, сфира (эон), где осуществляется приобретение формы - также с изъяном, который находит реализацию в низшей Софии(Малхут), где и проявляется в виде смертности. Там же, исходя из такой логики, нужно исправлять недостаток "матери" (способствовать развоплощению).

Для пущей наглядности (низшее подобно высшему, а как иначе?;)) - проекции этих "софий", от мала до велика, во всех 4-х мирах:



Карта Принцессы мечей (Малхут в Йецира) оптимальным образом отражает все вышесказанное, и это вполне естественно, поскольку мир Йецира - мир форм.
__________________________________
И немного, как пишет один френд, "айвассовщины". Если бы пророк эона Гора вместе со своей возлюбленной нынче отправились, подобно охочим до халявы российским туристам, в Каир, мало бы им не показалось: Египтяне "отпраздновали" инаугурацию президента групповыми изнасилованиями на площади Тахрир. Инвокации, надо полагать, не были бы действенны супротив разнузданной и разгоряченной толпы мужиков:)) И пусть поправят меня борцы с экстремизмом, но все-таки дядюшка Яакова, как и прежде, тешится неуемным развратом, братец же его с удовольствием промышляет убийствами - а конечное исправление приближается разве что в мечтах.
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments