Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

"Паамаим ки тов"

Рассказывали нам недавно, что в Талмуде, в трактате "Кидушин", встречается такая фраза - פעמיים כי טוב ("паамаим ки тов"), "дважды хорошо", и относится она ко дню, когда, собственно, следует играть свадьбы (или, если точнее, проводить обряд посвящения - собственно, кидушин, предшествующий непосредственно נישואין, свадьбе). Правда, я трактат "Кидушин" открыла, но искомой фразы там не нашла - видимо, это демо-версия трактата:))

День, в который жениться "очень хорошо" - вторник. Выводится из написанного в Берейшит:

וַיִּקְרָא אֱלֹהִים לַיַּבָּשָׁה אֶרֶץ וּלְמִקְוֵה הַמַּיִם קָרָא יַמִּים וַיַּרְא אֱלֹהִים כִּי טוֹב
[...]
וַתּוֹצֵא הָאָרֶץ דֶּשֶׁא עֵשֶׂב מַזְרִיעַ זֶרַע לְמִינֵהוּ וְעֵץ עֹשֶׂה פְּרִי אֲשֶׁר זַרְעוֹ בוֹ לְמִינֵהוּ וַיַּרְא אֱלֹהִים כִּי טוֹב
וַיְהִי עֶרֶב וַיְהִי בֹקֶר יוֹם שְׁלִישִׁי

Б-г назвал сушу землей, а стечение вод назвал морями. И увидел Б-г, что [это] хорошо.
Земля произвела растения: травы, дающие семена, по их родам, и деревья, приносящие плоды с семенами, по их родам. И увидел Бог, что [это] хорошо.
Настал вечер, настало утро — третий день.


Поскольку, в соответствии с еврейским календарем, неделя начинается с йом ришон ("дня первого"), в известной традиции определяемого как воскресенье, второй день - понедельник, третий - вторник. Но вот незадача - "паамаим ки тов" по Берейшит - не только вторник, но и пятница ("день шестой"), поскольку и про пятницу тоже говорится - "дважды хорошо":

וַיַּעַשׂ אֱלֹהִים אֶת חַיַּת הָאָרֶץ לְמִינָהּ וְאֶת הַבְּהֵמָה לְמִינָהּ וְאֵת כָּל רֶמֶשׂ הָאֲדָמָה לְמִינֵהוּ וַיַּרְא אֱלֹהִים כִּי טוֹב
[...]
וַיַּרְא אֱלֹהִים אֶת כָּל אֲשֶׁר עָשָׂה וְהִנֵּה טוֹב מְאֹד וַיְהִי עֶרֶב וַיְהִי בֹקֶר יוֹם הַשִּׁשִּׁי

Бог создал зверей земных по их родам, животных по их родам и пресмыкающихся, [ползающих] по земле, по их родам. И увидел Бог, что [это] хорошо.

Бог оглядел все, что Он создал,—оно [было] очень хорошо. Настал вечер, настало утро—шестой день.


Характерно (и мною выделено), что в последнем случае не просто "хорошо", а даже "очень хорошо" (טוֹב מְאֹד), но, поскольку несподручно праздновать свадьбы в пятницу, то Талмуд этот вариант хорошего тактично обходит стороной:))

Если смотреть по пшату Берейшит, то видится необычным также и то, что не благословлен второй день. Почему? Согласно Раши, потому что труд не был завершен, а завершился только на третий день, поэтому в третий день - "паамаим ки тов". В таком случае, логичен вопрос, почему в "йом шиши" (шестой день) - два благословения, ведь там же не было продолжения творения, не законченного в предыдущий день?

Мне же кажется, что тут можно рассмотреть некий элемент "тайны", סוד - возможно, если в русле каббалистической традиции ставить каждому дню в соответствие сфиру из числа семи нижних, как это делается при счете омера, то третий день, вторник, будет соответствовать сфире Тиферет (срединный столп), и шестой день, пятница - тоже сфире срединного столпа, Йесод. А понедельник ("день тяжелый";)) - Гвура, и это уж точно не есть хорошо.
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments