Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Краткий конспект очередного шабатона рава Гитика в Хоральной синагоге Санкт-Петербурга

Встреча проходила 30 июля (я на этот урок не попала), а также 31 июля-1 августа, когда я уже присутствовала. И вот, пользуясь случаем, немного расскажу об услышанном.
______________________________________

Желание - встроенные программы (нас так сделали, с наличием этих желаний).

Что такое "зряшная работа"("авода зара", עבודה זרה)? Это - та работа, которую Творец не заказывал. Это означает, что плодами данной работы ее делающий наслаждаться не будет. Если человек кушает просто потому, что ему хочется кушать, он - животное. Обычная нормальная скотина. Авода зара - та работа, где я не участвую. Например, стремление к богатству - оно встроено в меня, я зарабатываю деньги. Это Вс-вышний встроил такое желание. А почему Он не встроил желание, к примеру, любить ближнего? Да запросто - Он сделал этого человека хозяином ресторана. Причина его любви отныне - деньги, и понятно, что за такую любовь награды не полагается. И такая любовь, и такая работа будут зряшными.

Награда полагается за выбор добра - тогда вы становитесь соавторами этого добра. Отличник - несостоявшийся двоечник, и в этом - вся идея этого мира: дать нам соавторские права на себя, добро и так далее. Мы не создаем вещи изначально, но у нас есть выбор: приближаться или нет, искать или нет. Зряшная работа - работа на уровне своих желаний. Желания могут быть хорошими (найти лекарство от рака, подарить добро), но они встроенные, и никакой награды за них не полагается. Человек делает добро, если ему это приятно. Все, что естественно - ненаграждаемо.

Тот же вопрос - а что лучше: тигр или овечка? Ежели рассудить, то какая разница? Программа биоробота "овечка" приятнее мне как эгоисту, но и тигр - программа, и овечка - программа, и это не критерий - что приятно. То, что наиболее естественно, наименее присуще человеку. Там, где "хочу-делаю" - это вообще не от меня. Надо, чтобы было - "хочу-думаю".





Так называемая зряшная работа - это не просто работа на идолов. Кто будет сегодня кланяться чуру? Классический пример - православная церковь. "В церкви смрад и полумрак, дьяки курят ладан..." Задействованы все чувства. И так же в любой чужой работе, да даже в кино: и запахи, и все ощущения, и стерео - только чтоб создать эффект сопереживания. И что в этом плохого, если человек переживает? Что плохого в церкви? Это зряшная работа. Все начинает с вашим желанием почувствовать, и завершается ощущением. Это путь "от меня к себе": вы вдруг почувствовали - и что? Где мое соучастие в том, что произошло? В чем прелесть человека, исполняющего хорошие желания? Понятно, что с ним быть приятнее, чем с тем, кто исполняет плохие желания. Но вопросы - что лучше? тигр лучше овечки? - из того же разряда. Это из тех бессмысленных вопросов, на которые нет ответа ("Может ли Вс-вышний создать камень, который Он не может поднять?") Как только вы сказали - "Вс-вышний", вы сделали нелепым свой вопрос. Печально, что на этих истинах люди спотыкаются сплошь и рядом, хотя это действительно просто - прописные же истины!

Мы начнем с темы Свободы - три слова на иврите переводятся на русский как свобода. Из них нам интересно среднее слово. В каком смысле "среднее"? Начало, середина и конец - из них начало и конец не просто сходятся. Они - не наши ни в каком смысле. Побуждение к действию и результат действия нашими не являются ни в коем случае. Что значит "побуждение к действию"? Помните - "Откуда берутся мысли"? Элементарно, идея некоего бизнеса - как идея бизнеса, так и результат начинания от меня совершенно не зависят, они не мои. А что мое? Середина! На иврите - хофеш (חופש). Мало кто даже из носителей догадывается, что это слово означает не только "отпуск" и "свобода", но еще и "поиск" [от לחפש - "искать" - Ж.Н.]. Объяснения нет, есть только намек - по сути, вопрос. Почему свобода - это поиск? В данном случае можно догадаться. Это настолько базисная вещь, что и так все ясно. Свобода (срединное значение) и поиск. Середина - это "эмца" (אמצע). Эмца - середина, а дополнительное слово - "средство", и теперь все становится...еще загадочней. Почему средство - оно же середина? Объяснение в принципе уже прозвучало, хотя и не до конца.

Из трех слов, означающих "свобода", мне важно среднее, поскольку начало и результат - не мои. Есть автор сценария (слова не мои), есть режиссер-постановщик, и еще вопрос, понравится зрителю или нет. А я - это то, что я вложил в те слова, которые написал автор сценария в пьесе, которую поставил режиссер. Я - актер. Середина - то, то соединяет, где участвует мое я. Побуждение - хорошее или плохое - это всегда Вс-вышний. Плохие мысли надо гнать, и их помогает гнать понимание того, что их нам подослали. "А казачок-то засланный!". А для чего подослали? Чтобы мы их гнали! Для чего нужна двойка? Чтобы мы ее не получали. Начало имеет к нам отношение только в том смысле, что к кому-то эти мысли не пришли, а к нам - пришли, но начало никогда не наше.

А результат? Можно привести пример про военного, только недавно назначенного командиром, который управлял подразделением в годы Второй мировой войны, в страшных боях под Ржевом. В самом начале атаки его засыпало в окопе, где он пел песни весь бой, лишь бы не сойти с ума. И вот, после боя его вызвал генерал-полковник, который накануне сражения угрожал: солдаты отступят - расстреляю. Вызывает - "Люблю, целую, твои солдаты не отступили". Товарищ этот давно воевал; знал, видел и понимал, что никакого отношения награда\наказание к тому, что ты делаешь, не имеют. Он весь бой песни пел украинские народные, а в результате - подполковник.

Я к тому, что и результаты не наши. Начало и завершение - не наши. А мы где во всем этом? Мы говорили о раздвоении, приведу пример - имитация человека. Живя в Америке, вы бы обнаружили, что во всех ваших обращениях с вами разговаривает программа. Вы обратились по вопросу - любому, и начинаете выбирать из четырех вариантов, и пока дойдете до человека, пройдет время. Искусственный интеллект. Представьте не примитивную, а хорошую серьезную программу, имитирующую человека. В нее запихнули всю человеческую культуру, и вы можете вести с ней любой диспут, и будет вам такое цитировать, что вы удивитесь. Чем программа будет отличаться от вас?

Самосознанием! Самосознанием будет отличаться. У программы нет самосознания. Как распознавание образов - вы задали вопрос, идет ссылка. Проще, сложнее, совсем сложная ссылка, выбор очень сложный...Но нет ни оценки, ни отношения, ни личности. Что такое личность? В отрочестве произошло раздвоение, включилось самосознание - сознание себя. Вот первая секунда, вы проснулись..еще ни слух, ни зрение не включились. А что есть? Ощущение себя, отношение. Создать имитацию человека - можно. Человека - нет. Что б-жественного в нас? Самосознание. Оно находится вне реальности, и потому нереально создать человека.

Клоны и так далее - это теории. Например, теория - Б-га нет. Б-г один, и я тоже один. Нет никаких инопланетян, они бессмысленны. Два - удвоение, три - утроение, и никакого смысла в этом нет.
Солипсизм - "есть только я, а остальное - лишь игра моего воображения".

Адам - это единственное произведение Вс-вышнего подобного рода. Адам разделился - в чем смысл разделения? В чем идея множества? Творение - не появление чего-то из ничего: из ничего ничего не бывает [Специально для ишмаэлитов, склонным к буквалистскому толкованию, ниже приведена картинка, где каббалист популярно объясняет концепцию творения ex nihilo, она же - יש מאין - Ж.Н.].





И если что-то есть и оно не иллюзия - то оно изначально есть. А что ж такое творение? Откуда я? Я - из Б-га. Я кусочек, но только очень маленький, такой маленький, что невыразимо. Творение - разделение замысла Вс-вышнего. Замысел его - един, неделим и прост, Эйн Соф, Б-жественный Свет. И вот это было разделено, а в конце, через много этапов, появляюсь я. Я постепенно осознаю себя, с отрочества еще. Это - осознание отдельности. Ребенок себя отождествляет - не отделяет себя от тела, от способностей...Следующий шаг - удивительное, не имеющее ассоциаций - рождение я, отдельного от всего, просто б-жественного. Так вот, вот это мое я - к этому сводится все творение. Это и есть разделение того Адама, что был создан (отделен) Вс-вышним. Почему камень - каменный? Микромир настолько близок к Вс-вышнему, что там нет никакой свободы. Принцип неопределенности Гейзенберга. Мы не в контакте с микромиром, поскольку там - прямой контакт с Б-жественным Светом, там нет никакой свободы выбора ("камень - он каменный"), и никакого контакта с нами быть не может. Все движение - оно внутри камня (атомные решетки).

Растения дальше от Б-га и поэтому могут расти. Животные вообще могут двигаться, степень свободы больше. А человек - это еще выше. Творение завершается словами мудрецов - "хорошо очень" ("ки тов", כי טוב). А что такое "хорошо очень"? Это Ангел Смерти (ס-מ). И человек говорит - "Б-га нет" [То есть, мир сотворен так, чтобы "на выходе" была максимальная свобода выбора, возможность избрать добро или избрать зло. Но вообще, если окончательно уйти в ересь, нужно объявить: следовало бы для уравновешивания потенциала выбора сделать и обе стороны равнозначными, равновеликими - и добро, и зло. Здесь же зло с небесным прокурором "на побегушках" - точнее, на посылках - у добра) - Ж.Н.]





Все творение сводится к разделению, чтобы вы потеряли вообще след. Вы идете за группой - она поделилась на два, потом еще, еще, и вы уже не понимаете, за кем бежать. И с этого момента, когда вы не знаете, за кем бежать, появляется выбор, и появляется человек. Человек уже настолько далек от источника, уже столько всего разделилось, что уже можно говорить - "Б-га нет", и это и есть творение [Насколько я помню, это отдаление, "сгущение материи" настолько, что уже не видно Б-жественного Света в этом, нижнем, мире, имеет отношение к тайне имени Шаддай (שדי), то есть - "Который сказал Своему миру: Достаточно!" - Ж.Н.]

Кроме звезд, нет ничего. Космос - пустота, там нет ничего, кроме звезд. Пустота, халаль (кстати, арабское слово отсюда берет свое начало). Почему? На иврите - а арабский язык родственный с ним - халяль (חלל), мясо, которое пригодно для еды у мусульман, так появляется: к примеру, овце режут шею, но это не кошерное мясо. Как и с обрезанием: они, извините, отрезают шкурку, а еще две операции, которые надо делать - они о них вообще понятия не имеют. Потому обрезание у арабов никакого отношения к собственно обрезанию не имеет. Это внешне похоже, но никакого отношения. Так вот, халаль - это труп, другое значение - "мертвый". И тут тоже - означает, что овца зарезана ножом, а не убита, например, током. Понимаете связь: "труп-пустой-космос? Труп - он пустой, это оболочка, пустота, человека (самоосознания) там нет. Это претензия иудаизма. Во множестве языков есть эта связь, и ее изучают. Звезды - материя, масса Вселенной. Материи, по сути, не существует, есть лишь колебания - то, что мы принимаем за материю. Все работает на теории струн, частицы - только влияние, колебания, инфлюэнции. Вселенная - это информация (масса) и энергия. Вся информация сосредоточена в звездах. Это вся информация, но разделенная. Астрология рассматривает близкие звезды, наиболее на нас влияющие, а те, что дальше - влияют меньше. Поэтому не удивляйтесь, что это точная наука. Еще в копилку учения о разделении - идея дрейфующих материков (изначально материк был один - Пангея).

Итак, замысел Вс-вышнего, поделенный на уровни (неживая природа, растительный мир, животный мир, человек). Наверху - идея человека и идея выбора - внизу все сопутствующее (антураж, декорации). Какая пьеса без декораций? Чем дальше, тем больше удаленность и больше свободы. В чем идея свободы как поиска? Искать Б-га [Он постоянно прячется, а мы Его ищем. Увлекательная игра - жизнь:)) - Ж.Н.]. Или не искать Б-га. Больше никакой свободы нет. Дышать или не дышать, это не вопрос. Кушать или не кушать - это немножко вопрос. А основной вопрос понятно какой.

У евреев есть очень странная вещь - юбилей ("йовель", יובל), каждый 50-й год. А сейчас седьмой год, отсюда и страсти, связанные с приходом Машиаха (8 - сверхобычное, сверхъестественное, выше, чем 7 - Шабат). Семь - форма, а восемь - выше формы, это замысел [Порядок миров: Йецира ниже Брия - Ж.Н.]. Машиах связан с восемь. Так и обрезание делают в Шабат, поскольку обрезание - это восемь, это выше Шабата. Что важнее - воздух, вода или хлеб? То, что чаще нужно, то и важнее. Воздух, потом вода, потом хлеб. Шабат важнее седьмого года (год шмиты), седьмой год важнее 50-го года (йовеля). А теперь удивитесь, как красиво получилось. Шабат - это свобода для моей скотины. Необычно, да? Это свобода для моей скотской сущности.

Мидраш повествут нам о Шамае [Пара мудрецов - "зугот" - Гилель и Шамай, hалаха установлена в основном по мнению первого. Гилель отличался более терпеливым, милосердным отношением к людям (история с треями прозелитами, который Шамай прогнал, а Гилель принял)- Ж.Н.]. Шамай ходил по рынку и искал быков на Шабат (1 век до нашей эры). Когда придет Машиах, все будет по Шамаю, но не по Гилелю, хотя они оба правы, но он - Шамай - правее [В моем понимании Шамай всегда ассоциировался с силами Гвуры, а уж в этом-то вопросе я точно ошибиться не могу по вполне ясным, имеющим отношение к самоощущению, причинам:)) Значит, топографически он таки левее:)) - Ж.Н.]. Он покупал быка, потом во второй день опять шел на рынок, искал получше, продавал того, купленного днем раньше и брал нового, если находил лучше..Когда он вообще Тору учил? Он только этим и занимался? Это не буквально...Как и история про потенциального гера, которого Шамай побил линейкой (тоже буквально нельзя буквально толковать и говорить, что Шамай был архитектором).





Почему бык? Ответ - символ. Овца - символ Израиля, а бык - символ скотины. В каком смысле? Однодневный бык - уже бык (Талмуд). Однодневный ребенок - это кусок мяса, даже не смешно. А бык - он бык с самого начала. Он дальше только увеличивается. А потому, что инстинкты - символ скотины. Инстинкты, на самом деле, вещь хорошая: мы инстинктивно дышим, в нас встроена программа скотины. А что хочет сказать мидраш? Вся моя проблема называется эгоцентризм, я все хочу для себя, и ничего для других. А когда для других хочу, то на самом деле тоже для себя. Узость, субъективность или еще называется это трагическая ситуация - "Египет", "Мицраим" (מצריים, корень "цар" -צר - "узость"). Это и есть главная трагедия моего личного мира.

Черная дыра. Почему дыра? Есть пространство, и луч света ее просто обходит, не попадая внутрь. Оно настолько "сильно хочет", что сворачивает пространство, делает дырку в пространстве, и это - основная наша трагедия. Вокруг - Б-жественный Свет, счастье и любовь, а я?! И все мимо! Мой чудовищный эгоцентризм не дает. Стремясь все взять от жизни, мы не получаем и то малое, что нам дают, и это - наша трагедия. Мы - черные дыры, и это понимание - то, с чего начинает исход из Египта. Он начинается с понимания трагедизма ситуации, с Понимания того, насколько мы далеки от Б-га. Дальше - мы понимаем, что мы такими сделаны. Я жажду счастья, у меня чудовищный аппетит (готов поглотить любовь всех людей). Пример - возьмем трубку, в ней стоячая вода, поднимем один конец - и потекло. Я - трубка, и вокруг куча трубок. И попытка задержать воду означает, что через мою трубку вода не пойдет. А как сделать? Отдавать, вообще не задерживать у себя воду...сверхпроводимость, и тогда сам проводник будет всегда заполнен, он не будет вообще заниматься заполнением. Я не даю себя любить, я сам себя люблю. Это трагедия!

Когда система работает ("люби ближнего как самого себя"), тогда все трубки заполнены. Чем отличается шабат от обычности? Возвращаясь к Шамаю: когда я получаю удовольствие - например, кушаю в обычный день недели - я удовлетворяю аппетит. В Шабат происходит удивительное: аппетит остается на месте, но добавляется удивительный фактор: вы едите у вашей мамы вашу любимую еду, и большой вопрос, кто тут получает массу удовольствия? Вы или ваша мама? Оказывается, цель Творения - это чтобы я получил, но ведь это и есть чудовищное себялюбие...Так ведь Он дает, а я беру, и это нас разделяет...

В чем идея мира? У вас в кармане толстая пачка банкнот, на мелкие траты. Вы видите кучу дорогих ресторанов, но идете мимо них к своей маме, которая вас кормит...приносите ей аппетит. Это эгоизм или альтруизм? Во-первых, это, несомненно, эгоизм: едите с аппетитом мамину любимую еду. Но и альтруизм: вы не зашли ни в один ресторан. Мы продаемся, но цену, по которой нас можно купить, нам никто не называет. Мы все себялюбцы, но умный себялюбец сохранит себя ради Вс-вышнего. Вы понимаете, что делал Шамай? Человек в этом мире может купиться - вообразить, что он умный, красивый, танцор, да что угодно. А в чем проблема? В тот момент, когда он вообразил и определил, он духовно умер. Свобода - это поиск, и это слова языка Вс-вышнего. Мы продаемся, меня можно купить, но цены, которые мне предлагают, оскорбительные:)) Но хотя бы рубль дороже..Этот ресторан манит, но дальше будет не хуже ресторан, а в конце будет Вс-вышний...И там, в конце, эгоизм и альтруизм перестают противоречить друг другу. Чем голоднее я пришел к маме, тем большее удовольствие она получит от того, что я у нее ем. И там уже эгоизм перестает противоречить альтруизму. Почему бык, итак? Бык - инстинкты. Можно отложить желание до Шабата. Можно подчинить скотину в себе. Я свою скотину обязательно покормлю - удовольствие, супружеский, долг, что хотите - но в Шабат.

Понимаете, что делал Шамай и чему учит нас мидраш? Чтобы бороться с эгоизмом, не надо уходить в монастырь, это ни к чему не приводит...Это не наши методы. А нужно просто чуть-чуть откладывать.

Что такое время? Самое чудесное, что создал Вс-вышний. Внизу - место, наверху - душа, в середине? А в середине - время, чтобы вы не сомневались. Что такое время? Это удивительнейшая из иллюзий. Время - это откладывание. Например, еврей нарушает Шабат, опустошает его. За это полагается секир башка, но он живет и на зависть другим даже. Почему? Это он пока живет...Время - это отсрочка. Человек совершает глупости, он постоянно их совершает. Вообще, человеки - они глупые, у них желания влияют на мозги. Отсюда глупости. Следующий шаг - и что? Есть время, которое одновременно - возможность понять и исправить. Тшува - возвращение, исправление, раскаяние. Вся идея времени - это идея соединения. Середина - "эмца" - средство. Средство соединения начала и конца. Есть два варианта в этом мире: человек плывет по течению: вот есть начало и конец, и все. Наше дело - середина, соединение. Вложить душу. Почему я так выступал против Эсава и успешности. Почему молодость опасна? Определение "лави" (לבי) - "лев, внушающий страх" - почему молодость внушает страх? Самый опасный период в жизни. Успешность - плохая вещь, по крайней мере тяжело решаемая вещь..И самое главное - молодость увлекательна. Начало - не наше, достижение - тоже не наше, и оказывается, что человек прожил всю жизнь, и жизни как таковой и не было. Неудачи не менее важны, чем успехи.





Побуждение - всегда от Вс-вышнего, мысли не наши, даже физики уже придумали информационное поле. Есть некое влияние, волны, создающие частицы...Чье влияние, кто? Это уже не физика.
Наша цель - средство. Эйсав говорит, что цель - это результат, а результаты - о чем вы, какие у нас результаты? Зачем же мы живем? "Яичница как Б-жий дар". Яичница и есть Б-жий дар, два виды - яичница из яиц и "из яиц с любовью". На вкус разная, хотя ингредиенты одни. В чем смысл жизни человека? Не в результатах, а в том, что мы вложили в эту жизнь. Результаты вообще не наши, расслабьтесь. Наши только старания, соединения.
______________________________________
Там еще много было крайне любопытного, поскольку длился шабатон не один час. Пересказать все просто нереально, да и, пожалуй, не нужно. Но еще одну идею хотелось бы вкратце обозначить - тем более, она имеет отношение к вопросу о "ревнителе" (недельная глава "Пинхас"), и, несмотря на практическую неприменимость данного закона в сегодняшних реалиях ("вспомнивший закон должен его и исполнить..и совершить должен лишь тот, кто движим духом ревности за Вс-вышнего и желанием увеличить Его Славу"), данный закон часто по аналогии пытаются присовокупить к кому ни попадя (последний пример с ортодоксом, убившим 16-летнюю девушку, вообще за рамками здравого смысла).

...Кто о чем, а я - о своем: когда Аhарон и сыновья его получили кеhуну и стали коhэнами, Пинхас (внук Аhарона) уже родился, и на него право служения, соответственно, не распространялось. Так он и жил, не протестуя и даже не задавая лишних вопросов наподобие: "Ну почему, почему вы не привезли меня в Израиль, пока мне еще не исполнилось 18 лет?! Ведь вы - коhэны граждане, а я - нет в Расеюшке покинут!", хотя ничто не мешало ему подойти к дяде Итамару или к деду Аhарону, а то и к папе Эльазару и сказать - "Ну что вам стоит, а? Давайте уже по-свойски". Но - нет, а ведь зачастую все испытание состоит именно в том, задашь ты вопрос или не задашь (вспомним акедат Ицхак, когда Авраhам не задал ни единого вопроса, услышав повеление принести сына в жертву). Да, все верно - наше поколение редко когда способно пройти подобное испытание (впрочем...мне следовало бы говорить только за саму себя).

Итак, жил Пинхаси без статуса коhэна (пускай его родственники по восходящей линии этой чести и удостоились), и даже к бунту Кораха присоединяться не стал, хотя опасность не устоять перед искушением была очень велика (ведь предмет спора - как раз право служения - все тот же). Но настал тот момент, когда именно Пинхас смог остановить мор и спасти еврейский народ от уничтожения, разрушив козни Балака и Бильама. Он и только он смог войти в шатер главы колена Шимона, Зимри (несмотря на охрану) и уничтожить преступающих закон. Складывается впечатление, что вся ситуация была "подстроена" специально для того, чтобы Пинхас, оказавшийся в нужное время и в нужном месте, смог исполнить задачу ревнителя.

Принципиально важно - в нужное время, в нужном месте и в нужном статусе! Будь Пинхас коhэном, разве смог бы он, вооружившись этим своим копьем, вообще попасть в чужой шатер, где происходило непотребство? Коhэн - это такая чистота, святость ("Они должны быть святы пред своим Богом. Пусть не оскверняют они имени своего Бога. Ведь они приносят огненные жертвы Господу, [приносят] хлеб своему Богу, и должны быть святы" - ויקרא, כא:ו), и как бы он вошел в шатер, где творится разврат? Как вообще можно было себе это представить, да и разве стража бы его пропустила, видя это ярчайшее противоречие: с одной стороны - святость, с другой - нечистота? Но Пинхас коhэном не был, и поэтому в его отношении не возникло вопросов. А затем ему был дарован ברית שלום (завет мира) и, собственно, право служения.





Выходит, что именно таким был изначальный план, и этот план, который предвосхищает сотни незаданных (или, к сожалению, все-таки заданных) вопросов, оставляет за скобками все наши сегодняшние возмущения о несправедливости. Одно только важно: не очутиться в конечном итоге по другую сторону баррикад.

...Кстати, о Другой Стороне - Бильама убил именно Пинхас.
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments