Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

"Отделил средства от цели". Рав Михаэль Гитик о сюжетах первой книги Торы

"Кто не знает про три и про семь, с теми вообще разговаривать не о чем"(с)



Ранее я уже публиковала выдержки из семинаров рава Гитика; на сей раз немного расскажу о встрече, прошедшей в минувший четверг (как быстро летит время!), в ходе которой речь шла не только о духовных материях, но и о вполне себе приземленных вещах, оказывающих влияние на всю нашу жизнь. Впрочем, хорошо известен факт о всеобщей взаимосвязи, и для юноши, обдумывающего житье субъекта мыслящего не является секретом существование духовных, скрытых корней у всяких видимых нам явлений. Прежде я находила ответы на свои вопросы в рамках идеи, описывающей мир как систему конфигураторов; в дальнейшем, конечно, это представление расширилось по мере постижения основ.

...Желание всегда проистекает от недостатка. Всегда ли? Вроде бы верно: например, я голоден, поскольку давно не употреблял пищу; в желудке ее нет, и я начинаю хотеть кушать. Когда же я сыт, то уже не могу хотеть есть, - желание насыщается, и вот, оно уже исчезло; таким образом, желание по определению противоречит полноте (удовлетворенности желания). Но есть одно желание, не противоречащее полноте: желание жить. Ведь я уже живу (желание удовлетворено), однако все равно хочу жить [По-моему, здесь попросту языковые игры - Ж.Н.]
Желание Вс-вышнего создать мир проистекало не из того, что Он (не дай Б-г) нуждался в мире, а из того, что он хотел "насладить творение" (или, чтобы это звучало не столько странно для русскоговорящего - "Создав творение, Он дал творению возможность наслаждаться").

Элиэзер Менахем Шах: зачем мы читаем Тору каждый год, по недельным главам? Дело в том, что еврейский год имеет топографию, которая связана с топографией души. Недавно мы вновь начали с книги Берейшит (как зачастую переводят - "Вначале", в русском синодальном переводе - "Книга Бытия"), и первая строка звучит так:

בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ
["Берейшит бара Элоhим эт hа-Шамаим веэт hа-Арец"; "Вначале сотворил Г-сподь небо и землю"]


ברא ("бара") - состоит из בר ("бар") и буквы א (алеф), которая является символом Вс-вышнего. В то же время, "бар" - на арамейском "сын", но также имеет значение "дикий", "отдельный" (то есть, "дикий" не в смысле "необузданный", - для этого есть отдельное слово, פרא, применяемое к Ишмаэлю, названному в Торе "пере адам", "человек-дикарь", а в смысле "кошка, которая гуляет сама по себе"). Если переводить не канонически, как мы привыкли, а учитывая эти смыслы, то придем к выводу, что перевод получится совсем иным: "Ради "рейшит" (на объяснении подробно не останавливались, поскольку все объяснено в других уроках) отделил Вс-вышний средства от цели". Средства и цель, таким образом, были соединены (как мы помним, в Эйн Соф желание и объект желания - это одно), а теперь они стали отдельными.

Число 2 символизирует законченность (два начала: мужское и женское). В Имени Вс-вышнего - Тетраграмматоне - первые две буквы образуют самостоятельное Имя ("йуд" - полнота, желание дать; первое "hей" - получение). То есть, сформирована система, состоящая из желания дать (רצון להשפיע) и желания получить (רצון לקבל), и больше этой системе, казалось бы, не нужно ничего. Что можно добавить к совершенству? Но есть еще буква "вав" (гематрия 6) - канал, по которому Свет спускается в мир, а также каждый из нас, который в этом мире живет (малый мир, вторая "hей").

Но, если учитывать привычный всем нам перевод (это уровень "пшат", простой смысл), согласно которому, небо (שמים) сотворено в первый день, то что же произошло в четвертый день, когда были созданы светила? В четвертый день тоже о создании неба повествуется? Как уже упоминалось выше, в первый день была отделена цель, духовный корень всякого материального объекта ("шамаим" - "небо" происходит от שם, "шам" - "там"). А земля (ארץ, "арец") происходит от רץ ("рац", глагол לרוץ, "ларуц" - "бежать", "стремиться"). Это - суть средства. Далее возникает вопрос: сотворил из чего? Ex nihilo? В замысле уже присутствовало все, а для нас это действительно может быть "ничто" (хрупкие сосуды не воспринимают такой Свет, и, даже восприняв, разрушаются).



Существует два подхода к реальности, два пути развития: земной, который был избран Каином (хозяином, владетелем, прочно стоящим на земле), и духовный, путь hЭвеля (на который дается намек в его имени - "пар", нечто воздушное, неземное, высокое).
Сказал Эсав:
- Ну и дурак же был Каин! Нужно было дождаться, пока Адам умрет, чтобы он уже не соединился с Хавой и не родил новых детей, и уже тогда.. [Интересно, почему Эсав не предложил дождаться смерти Хавы? - Ж.Н.]
Сказал Амалек:
- Ну и дурак же ты был, дедушка Эсав. Дожидался смерти Ицхака, в то время как у Яакова уже были дети. А надо было окончательно решить вопрос. [Нам остается констатировать факт - "Ну и дурак же ты, Амалек, хотя и назван первым из народов" - Ж.Н.]
Мы ведем свое происхождение от Шета - третьего сына Адама, чье имя переводится как "основа". Потомки Шета должны принять, что их удел - быть человеком, уровень которого - не проклинать Вс-вышнего при любых обстоятельствах.

Кроме как потомки Шета ["...разгромит всех сынов Шета", - отчего-то тянет цитировать Билъама - Ж.Н.], мы еще и потомки Ноаха (Ноя). Неевреи так и зовутся в традиции иудаизма - "бней Ноах" (בני נח), или ноахиды. О Ноахе также рассказывается в книге Берейшит, а "Шулхан арух" называет его "дважды праведником" - в поколении Потопа и в поколении Вавилонской башни. Праведник - это не тот, кто любит людей, а тот, кто любовь к себе перевел в правильное русло, и любит себя так, как и других. Наша проблема - не в отсутствии любви к другим, а в излишне трепетном отношении к себе. Необходимо любить себя и других одинаково, тогда мы будем праведниками. Праведник относится к себе, как к другим, а многие из нас себя любят неимоверно, причем за то, что им дано и что им, по сути, не принадлежит. И ладно еще, если любят за внешность, но многие оправдывают особое к себе отношение интеллектуальными способностями, разумностью и сообразительностью. Так ведь эти способности тоже не наши, они нам даны, и за них спрос будет больше, чем с того, кому они не даны. Так что это скорее повод для "многой печали". Христиане, думаете, что-то новое придумали с культом юродивых и разного рода дурачков? Нет, они готовенькое взяли. С дурака спрос какой? Всяко меньше, чем с того, кому много дано и с кого много спросится в дальнейшем. И за счет этой меньшей ответственности духовный уровень у дурака будет выше.

Ноах считается не только цадик (праведник, или еще одна трактовка: "оправдывающий Вс-вышнего"), но и "тамим" (תמים - "простой", "наивный"), - то, что у духовных наследников Рима называется "святой простотой". Когда представители развращенного поколения предъявляли ему рациональные доводы, он, как тот иностранец из известного романа - "Не понимай... русский говорить...", - демонстрировал свою наивность. Змей всегда приходит с ratio, и его аргументы железобетонны и увесисты, как могильная плита [Я забыла задать вопрос: если животные - это биороботы, а ангелы - это духовные роботы, то какова природа этого интересного существа? Двойственность, но как она реализуется? Спросила только про народ, которому он покровительствует - Ж.Н.]. Что можно противопоставить таким доводам? А ничего, кроме единственного: "Змей, ты абсолютно прав. Ты прав, а Вс-вышний бесконечен, и я буду слушать Его, а не тебя". Вы же видите, что тут что-то не то? Ну и не ведитесь. Хава и Адам не учли этот момент, и что? Не "открылись глаза их", как часто читают, а "изощрились" - ותפקחנ עיני (корень פקח), и стали они замечать теневые стороны жизни, что есть не-жизнь. А святой наив - он ведь не замечает грязных намеков, он прямо говорит - "Я не понимаю":))

Авраhам, еще один герой Берейшит - десятое поколение от Ноаха. Результат какого-либо действия (Малхут) от нас не зависит; задумка, мысль, изначальный план (Кетер) - тем более не наши, от нас нужно только отношение; мы - странники, идущие и проходящие. Для этого было создано время ["Вы говорите, время идет? Безумцы, это вы проходите!"(с) - Ж.Н.]. Авраhам назван "hа-иври" (אברהם העברי) - "проходящий", "перешедший". Куда повелел ему идти Г-сподь в нашей недельной главе Лех Леха" (обсценную лексику и традиционное "Иди к себе" оставляем в стороне)? Повеление касалось ухода из:
- твоей страны (окружение, воспитание в среде);
- твоей родины (место рождения, генетика);
- дом отца твоего (родственные связи).

[Здесь предлагают чуть иной взгляд, но корреспондирующий сказанному выше - Ж.Н.].

Мы имеем возможность сделать выбор, выбрав жизнь или смерть. Мы выбираем именно жизнь, не добро. А жизнь, в свою очередь - не цель, а только средство для того, чтобы делать добро.

В книге Берейшит рассказывается также о том, как Авраhам и Сара (тогда еще - Аврам и Сарай) спускались в Египет, куда затем отправился и Яаков с сыновьями, и где евреи долгие годы были рабами фараона.

Уровни понимания:
1. Пшат - простой смысл: действительно, Сара была сестрой Авраhама, о чем он честно сообщил ("дочь отца моего, но не дочь матери моей"). На самом деле, бней Ноах могут жениться на сестрах по отцу, а евреи не могут, и в этом сложность, поскольку праотцы соблюдали всю Тору до ее дарования. Но и тут есть лазейка - Авраhам все-таки вел речь о племяннице, называя ее сестрой (самая близкая родственница, на которой можно жениться - это племянница). Тем не менее, даже если Сара была взята во дворец фараона в качестве сестры, позиция Авраhама сомнительна [Мы все подумали об одном и том же, да - Ж.Н.].

2. Ремез - намек: Авраhам полагал, что, прежде чем взять Сару к себе в качестве жены, фараон придет с подарками ("чтобы мне было хорошо благодаря тебе"), и уж тут-то Авраhам, обладая необыкновенной силой убеждения, объяснит ему, что и как, после чего свои гнусные мысли фараон оставит. И убить Авраhама, чтобы забрать себе Сару, он тоже не сможет, не уронив свою честь, поскольку уже принес дары. Авраhам не учел одного - у фараона даже мысли такой не возникнет: идти с подарками и договариваться о женитьбе, ведь, действительно - Кто же не хочет стать фараоншей? О чем тут разговор может быть вообще - всякая захочет.

3. Драш - толкование: в нашей жизни, в том числе в семейной, нас рано или поздно настигают кризисы ("голод в стране"). Это опасное время, когда нужно мобилизовать все силы и действовать с целью преодоления этой ситуации, иначе - крах. Мужское и женское начало, переживающие этот кризис, выходят из него обновленными, после чего следует расцвет отношений ("Аврам был очень богат — и стадами, и серебром, и золотом").

4. Сод я не запомнила, - видимо, рано мне об этом уровне помышлять:))



З.Ы. Хотела еще о политике добавить - о том, как мерзость перед войной Гога и Магога перестает маскироваться; зачем нас лишают последней надежды и когда можно начинать готовиться к встрече Машиаха, но...наверное, в другой раз.
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments