Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Кредо и границы истинной реальности

Однажды я задумалась, как перевести кредо («Ничто не истинно, все дозволено») на иврит. На латынь оно переводится с легкостью (и тому есть интуитивно понятная причина, связанная, как мне представляется, с ангелом-покровителем Эдома), а существует ли какой-нибудь аналог на святом языке? У кого бы я ни спросила, всякий адресовывал меня к списку идиоматических выражений (ביטוי), заявляя, что уж там-то наверняка отыщется, а переводить «в лоб» — сущее безумство, поскольку смысл все равно не будет передан должным образом. Но, следует учесть, что смысл и прежде был искажен, покуда нам неизвестно, на каком наречии произнес свою знаменитую фразу сам Старец Горы, и что он в нее вложил. Много позже, интегрируя упомянутое кредо в т.н. «магию Хаоса», его связали с принципом неопределенности, тем самым заявляя, что «вопросы о «доказательстве» становятся излишними, а ответственность — «разрешение» — за собственные действия и убеждения несет сам человек», этим же объясняя особенности различных практик (да простят меня участники конфы, откуда я это вынесла):


«Сигилы, собственно, потому являются хаосом, потому что по сути деконструируют любую символьную магическую систему представлений о мироустройстве и таки говорят, что nihil verum est».


Но вообще, весь этот дискурс об «ответственности», «доказательствах», «разрешении» и «плате за свои действия» видится мне каким-то поверхностным и мелкотравчатым, будто придорожная канавка, где с удовольствием плещутся дородные кряквы, озабоченные лишь тем, как заморить червячка — недаром именно у них кредо вызывает ассоциации с «подростковым бунтом» и прочими катаклизмами пубертатного периода, направленными на утверждение некой «новой самости», и потому столь опасными для закосневших в быте мещан. Их взгляду тогда уж больше соответствует знаменитое савловское — «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», хотя и у него оттенки, естественно, несколько иные, в то время как исходная мысль глубока, словно океан.


«Эйн эмет hа-коль мутар» (אין אמת הכל מותר) — в конечном итоге этот вариант пришелся мне по душе. Не «Шум давар» (שום דבר), как можно было бы предположить, а именно «Эйн», по аналогии с другим известным выражением — «Им эйн Элоhим, аз аколь мутар» (אם אין אלוהים אז הכל מותר), в своем изначальном виде приписываемым героям Достоевского. Можно ли приравнять: Элоhим=Эмет? Действительно, приверженцы традиции, позиционирующей себя «последним монотеизмом», если мне не изменяет память, подобным образом и поступают: «Аль-Хакк» (Истина) считается одним из имен Аллаhа (Сура «Аль-Хадж»«Это потому, что Аллах есть истина, и что Он живить мертвых, и что Он над всякой вещью мощен»), так что суфий Аль-Халладж, стремившийся уподобиться Высшему и применивший эту формулу к себе, вполне закономерно удостоился мучительной гибели от рук тогдашних мракобесов.


В качестве Имени Б-га Эмет встречается и в иудейских источниках (Ирмеяhу, 10:10), неся все ту же монотеистическую установку, что превалирует в исламе (Нет ничего, кроме Него; Б-г как абсолютная и единственная истинная реальность). Если рассмотреть само написание — אמת — то можно увидеть, что буквы, образующие это слово, стоят в начале, в конце и примерно в середине ивритского алфавита, тем самым соотносясь с прошлым, настоящим и будущим (Йешаяhу: «Я – первый, и Я – последний, и нет богов кроме Меня»). Впрочем, практически любая мало-мальски сложившаяся система неминуемо воспользуется заманчивой возможностью взять на вооружение эту нехитрую схему; вспомнить хотя бы творчество Эдди Эрикссона, мифы Лавкрафта или символизм уробороса (алеф — он же тав, «за пределами всего мира и окружая весь мир»):


Алеф и Тав. World Game over. Исполнена роль,

Тщетно искавшего нечто в иллюзиях света,

В сердце Техом, из Зияющей Бездны, Король,

Мне открывает Врата на Килиме Рассвета…

miskatonik arkhem (1)


В иудаизме также говорят об истине как о печати Вс-вышнего, которой Он скрепляет приговор; тем самым постулируется истинность Суда Б-га. Эта тема тесно связана с сотворением человека и Днем Суда — Рош hа-Шана, когда выносится предварительный приговор, который еще может быть отменен:




«Главный аспект Рош а-шана в том, что Вс-вышний дал нам возможность быть созданными заново. Это обусловлено тем, что «Твоё слово – правда, и существует на веки», и «Ты – Царь над всей землей». А это качество царствования («Царь над всей землей») – и есть ת из слова אמת, включающее в себя правду, выросшую из земли. Наша просьба о том, чтобы правда выросла из земли, имеет обоснование – «так как Ты — Б-г истины». Ведь при сотворении человека не проявляется истина на уровне небесного воинства, которое не имеет возможности принять решение о создании человека. Это – проявление Его истины, которая обуславливает возможность сотворения человека и тшувы. «Твое слово – правда, и существует навеки!» означает приказ: «Правда (да) вырастет из земли!» И в момент творения проявляется качество «Царь над всей землей». Без этого качества мы не были бы созданы и не получили бы вторых скрижалей.»

[Источник]




Мидраш, о котором здесь идет речь, повествует о том, как Вс-вышний советовался с малахим (מלאכים — то, что обычно переводят как «ангелы»), часть из которых была за творение нового существа, а часть — протестовала:

«Написано: «И сбросил истину на Землю» (Дан., 8:12), — и написано также «Истина из земли прорастет» (Пс. 84:12).

Сказало Милосердие:

— Пускай будет человек сотворен, потому что весь он исполнен милосердия!

Сказала Истина:

— Пускай не будет человек сотворен, потому что весь он исполнен врак (лжи).

Праведность сказала:

— Пускай будет человек сотворен, потому что весь он исполнен праведностей (благодеяний).

А Мир (shalom) говорил:

— «Пускай не будет человек сотворен, ибо нет в его теле совершенной полноты (shelimut) – и потому сказал Мир, что исполнен человек драк.

Что же сделал Святой, благословен Он? Сбросил Истину на Землю!

(То есть, пала истина в этом мире)

Сказали тогда ангелы служения Пресвятому, благословен Он: Владыка мира! Зачем же Ты унижаешь истину, величайшее украшение во Вселенной?! Ответил Он: Пусть поднимется (в будущем) истина с земли, как написано «Истина из земли прорастет»!»


Получилось, что в высших мирах истина осталась, а в низшем — физическом мире, — она как бы устранилась, позволив состояться творению, ведь только в этом случае мог быть создан человек, невзирая на протесты ангельских сил, считавших его недостойным существования; а сам мир стал называться «миром лжи» (עלמא דשיקרא). В конце концов все будет правильно, на этом построен мир: исправление приведет истину туда, откуда она была сброшена.


Здесь хочется перекинуть мостик к ангельскому непослушанию (надо только сделать допущение, что малахим — вообще говоря, существа, напрочь лишенные воли — способны на такое коварство): если ради столь недостойного, на первый взгляд, создания, была исторгнута истина, а саму эту нелепую игрушку вдруг наделили драгоценнейшим подарком — свободой воли (в дурных руках едва ли способной быть примененной правильно), то есть чему возмущаться, и причина для негодования не пустяковая. В свою очередь, предпочтение Правой линии (Милость и Справедливость, поддержавшие решение о сотворении) Левой (Истина и Мир, выступающие против) требует восстановления баланса по принципу «мера за меру», что и выразилось в своеобразной «мести» сотворенным, посредством которой в конечном итоге изобличилась вся их нестойкость (если не сказать — беспомощность) перед соблазном.


И все же, еще более сильное погружение в глубины понимания позволяет убедиться, что кредо — оно не столько про безнаказанность или вседозволенность, и даже не про богоборчество. Некоторые источники вскользь затрагивают его подлинную суть, но мне каким-то образом удается формулировать эти представления, основываясь непосредственно на своих ощущениях. Все, что проходит по этому пункту и провозглашает отсутствие истины, призвано отыскать иное (Хаос, Плерому — так обозначают чаще всего) там, где есть только Вс-вышний, и больше нет ничего. Кредо несет в себе попытку нащупать границы в Бесконечном, пускай даже и прибегнув к помощи «посланника» здесь, в недрах тварного мира (к тому же, не им ли было дано обещание — стать как Б-г?). Однако, закономерно не обнаружив искомого, увлеченные поиском вновь и вновь отправляются в странствия, и даже гибель их не страшит:


«От начала вы бессмертны, дети вечной жизни… Когда же вы разрушите весь мир, вы сами не погибнете, но получите власть надо всем тварным и гибнущим».

З.Ы. Ах, да - совсем забыла: нам сделали презент. Гнозиса всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!

Mirrored from Zhenny Slavecky.

Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments