Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Эсав и Яаков: превалирование духа над материей, а замысла — над действием

Опять некая синхронистичность — я как раз задумалась над путями двух братьев — Эсава и Яакова — чьи судьбы описаны в Торе, а спустя пару дней вышла заметка Бецалеля Ариэли о «Еврейском Таро», где они же нашли отражение в описании VI Аркана Таро.


Не открою ничего нового, сказав, что происхождение самого имени — Эсав (עשו) можно вывести не только от שער («сеар», «волосы»), но и от глагола לעשות («лаасот», «делать») в то время как имя его близнеца Яакова(יעקב) созвучно в иврите предлогу «экев» (עקב), означающему — «из-за», «вследствие». Можно попытаться экстраполировать эти значения на б0льший масштаб: «вследствие» намекает нам на причинность, на существование чего-то, предшествующего непосредственному действию; на мысль, изначальный импульс воли, который затем, пройдя через этапы, выражается в определенном результате в рамках материального мира; на идею, лежащую в основе всякого творения и всякой работы. В свою очередь, любое делание призвано породить результат, воплощающийся на физическом плане. Обычно сперва возникает идея, лишь затем следует ее воплощение; сначала думают, потом делают, а не наоборот. Но Эсав родился раньше, что можно аллегорически истолковать как действие, предшествующее замыслу (возможное в мире, где не действуют законы причины и следствия), или как действие, игнорирующее замысел, поэтому вместо «семь раз отмерь, один отрежь» получилось — «сперва сделал, затем подумал». Именно из этой проблемы первородства, которая в последующем неоднократно обыгрывается в Торе, проистекают все сопутствующие трудности, беды и даже трагедии, что проявляется в том числе и в ходе всемирной истории. За примерами далеко ходить не нужно, если учесть, что дом Яакова — еврейский народ, а западная цивилизация наследует Эсаву, но я эти примеры пропускаю по причине их крайней безблагодатности.


Неудивительно, что Эсав стал «опытным охотником, человеком полей» (איש ידע ציד איש שדה), тем самым реализовав свою первичную нацеленность на конкретное, реальное действие, а Яаков — «простодушным, обитающим в шатрах» (תם יושב אהלים); выражению — «обитать в шатрах» — часто придается значение «учить Тору, законы Творца», неслучайно про Йафета (יפת), одного из сыновей Ноаха (נח), сказано — «…И будет он обитать в шатрах Шема», то есть Тора будет переведена на греческий язык (Йафет считается родоначальником некоторых европейских народов, а его потомок Йаван — уже посредственно прародитель эллинов, «йаваним», היוונים).


После того, как Яаков купил у Эсава первородство и предстал перед Ицхаком в одеждах своего брата, отец благословил его:

«Пусть народы служат тебе, пусть поклоняются тебе племена! Ты станешь господином над своими братьями, поклонятся тебе сыновья твоей матери». Если не прибегать к буквальному толкованию (пшат), то легко заметить, что, в соответствии с этим благословением, именно идея станет главенствовать над расчетом и сугубо практическим действием, дух — над материей, а план замысла — над физическим планом. Та же мысль рефреном звучит в речи Ицхака: «Голос — Яакова, а руки — Эсава».



Нужно отметить, что самого Ицхака относят к сфире Гвура, принадлежащей к Левой Линии (символизирующей Суд), посему неудивительно, что он так любил Эсава, ведь между сыном и отцом предполагалось существование общности, выражающей единый корень их душ. После жертвоприношения духовный уровень Ицхака поднялся выше мира Тоhу (мира Хаоса, где не действует принцип каузальности), в то время как Эсав пребывал на этом уровне, обладающем огромной энергией и светом, которые, однако же, остаются неприменимыми для исправления; точно так же, Гвура, которую ставят в соответствие Эсаву, лишь казалась подобной Гвуре Ицхака (вспомним хотя бы заданный Эсавом вопрос про отделение маасера от соломы). Скорее, в таком выражении это клипа Гвуры, ее извращение, вплоть до перехода в нечто уже совершенно противоположное.


Соответственно, благословение Ицхака, которое Эсав, пришедший с добычей и опоздавший, буквально вымаливает у отца, касается дел вполне приземленных: пропитание тот вынужден будет добывать своим мечом, зато получает в надел плодородную землю, орошаемую свыше небесной росой (по сути, тоже сугубо материальную вещь). Но важно, что Ицхак предсказывает сыну зависимость от брата (службу ему), и лишь в случае бунта (תריד — однокоренное с מרד, восстание) тот сможет освободиться, сняв его ярмо со своей шеи. Я склонна видеть здесь, опять же, метафору: естественным является преобладание разума и духа над телом и материей, и только когда последние выходят из-под контроля, перестав подчиняться, становится возможной ситуация, характеризуемая фразеологизмом — «без царя в голове». Хотя, пожалуй, тут можно было бы провести аналогию с тем, что в некоторых источниках именуется «восстанием ангелов» (а в других — преимущественно каббалистических трактатах - представлено как один из этапов творения, чья суть заключается в разбиении сосудов и образовании мира Некудим), тем более, что так называемый «сар Эсава» (שר של עשו) как раз во главе падшей ангельской иерархии и стоял, но этой темы я касаться не рискну:)) Разве что можно добавить ремарку о связи йецер hа-ра и материальности (חומר, «хомер»), но это уже совсем другая история.


vaishlach1-336x350


В заключение не могу не процитировать отрывок из упомянутой статьи Бецалеля Ариэли, касающейся этих двух братьев-антиподов:


Аналог в Таро Уэйта: Влюбленные


Сфира: Нецах


Буква: Заин (ז = 7)


Соответствия по Сефер Ецира: Близнецы, месяц Сиван, правая нога


Описание: Это одна из самых сложных и глубоких по своему содержанию карт. Для нее взято то же название, которое использовалось в старых французских колодах. Там изображался мужчина, окруженный двумя женщинами, одна из которых олицетворяла добродетель, а другая — порок. Ему предстоял нелегкий выбор, по какому из двух путей он решит пойти.


Артур Уэйт заменил сюжет карты и дал ей новое название — «Влюбленные». Здесь перед мужчиной стоит лишь одна женщина — его возлюбленная. Вся сцена отсылает нас к Адаму и Хаве (Еве) в райском саду. Позади них виднеются древо жизни и древо познания добра и зла с обвившимся вокруг него змеем-искусителем. Очевидно, Уэйт хотел привести карту в соответствие с ее зодиакальным смыслом — Близнецы. И этими близнецами в данном случае стали Адам и его супруга, сотворенные в один день и, в добавок, любящие друг друга.


На карте «Два пути» из еврейского Таро эти сюжеты переплетаются и сводятся воедино. Близнецами в данном случае являются братья — Эсав и Яаков (Исав и Иаков). Они действительно родились вместе: «И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Бога. И сказал Бог ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся» (Берешит 25:22-23). Каждый из них пошел своим путем: «И отроки выросли, и стал Эсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков — человеком кротким, живущим в шатрах» (там же 27). Таким образом, два пути представлены не женщинами, тянущими мужчину в разные стороны, а самими братьями-близнецами.


В то же время образ двух женщин вокруг мужчины не уходит окончательно. Этими женщинами становятся жены Яакова — Лея и Рахель. Здесь важно напомнить, что согласно Каббале они являются проекцией на более «земной» план двух жен Адама — Лилит и Хавы. По этой причине, как сообщает Мидраш, Лея должна была стать супругой Эсава подобно тому, как Лилит пребывает в паре с Самаэлем. Однако Лея не соглашалась принять такую участь и долго молилась в слезах, чтобы этот приговор был изменен. В итоге Лея стала «очищенным» олицетворением Лилит — выведенным из царства зла к свету. Однако, если смотреть на духовный корень обеих жен Яакова, мы легко можем ассоциировать их с теми двумя женщинами, что олицетворяли светлый и темный пути на карте французского Таро.


В итоге содержанием этой карты становится сцена, описанная в Торе в недельной главе Ваишлах. Яаков возвращается из дома Лавана вместе с женами и детьми, а навстречу ему идет его брат Эсав с войском из четырехсот человек. Мы не видим этой армии, но лишь самого Эсава слева, тогда как справа стоит, простирая руки в приветствии к нему, Яаков, по обе стороны которого находятся его жены. На заднем плане видны телеги, обозы, шатры и остальные члены семьи Яакова.


Буква Заин, соответствующая этой карте, означает «оружие». Видимо, в древности она подразумевала вполне конкретное оружие — меч. Такая точка зрения прижилась в оккультных школах Таро, и сама форма этой буквы косвенно подтверждает ее. Уэйт, изображая сцену райского сада с Адамом и Хавой, конечно же, подразумевал под этой буквой то самое «лезвие вращающегося меча» (Берешит 3:24), что было поставлено у входа в рай, дабы воспрепятствовать изгнанным людям вернуться туда.


На нашей же карте меч находится в руках у Эсава. Именно ему было сказано устами отца: «И мечом твоим ты будешь жить» (Берешит 27:40). Это также помогает понять его путь — путь охотника, воина, готового проливать кровь. Яаков же, как было сказано выше, — «человек кроткий, живущий в шатрах». Еврейские мудрецы толкуют это выражение в том смысле, что он занимался изучением Торы. Поэтому на карте вполне закономерным образом в руках он держит небольшой свиток.


Значения. Высший аспект: следование своей судьбе, отмежевание от чужих ролей, два противоположных принципа в любом явлении, самоидентификация.


Средний аспект: выбор между альтернативными путями, столкновение интересов, взаимодействие, подчеркивающее различия сторон, соперничество.


Низший аспект: неявная угроза, принятие мер предосторожности, назревающий конфликт.


На мой взгляд, соперничество (порой доходящее до враждебности) больше сообразуется с низшим аспектом.


Mirrored from Zhenny Slavecky.

Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments