Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Рав Гитик: «Слава Б-гу, у нас все плохо»

— Циля, и где вы пропадали?! Я же переживаю! Вдруг у вас все хорошо…

Рав Гитик, месяцев пять не появлявшийся в Петербурге, сегодня жег напалмом: «У жены первого человека просто не было шансов. Змей…он же комсомолец», «Слава Б-гу, у нас все плохо», «Ламедвавник (ל»ו) — это резидент-одиночка», «Блокады Ленинграда не было», «Если 15 января 2017 года Обама уйдет на пенсию, я готов даже терпеть эту ведьму!», — и все в таком духе…


Поскольку записей я не делала, воспроизведу лишь некоторые пояснения на память — собственно, начали мы с темы, рассматривавшейся на одном из предыдущих шабатонов — «Змей, ты абсолютно прав». Да, прав и честен с искушаемыми, истинный …(подставьте сюда сами выражение по вкусу, «комсомолец» — вполне достойная характеристика:)), ибо предлагает послужить Творцу не просто хорошо, а очень хорошо, увеличив свою награду за более сложную в исполнении заповедь. Ведь какой выбор у первого человека? Между «хорошо» и «очень хорошо», вот и предложение поступает релевантное — «Ты возьми злое начало как часть себя самого, смешай святость и нечистоту, чтобы эго заслонило для тебя Волю Б-га — а затем попробуй исполняй эту волю, как прежде, с тем же радением и искусностью». Но, очевидно, это будет намного сложнее, а значит, исполняющий такую заповедь и награды удостоится гораздо б0льшей. Самое собой, рациональный компонент при конструировании достойного ответа начинает давать сбой, покуда и впрямь — «Змей всегда приходит с ratio, и его аргументы железобетонны и увесисты, как могильная плита». Хотя некий раби Симха умудряется парировать довод Змея именно с рациональных позиций, и делает это следующим образом: уже само рассмотрение всерьез провокационного вопроса, задаваемого злым началом, и последующая попытка дать на него ответ (иной, кроме как — «Простите, я вас не понимаю») — суть понижение уровня, потому что по факту влечет подмену выбора между хорошим и очень хорошим выбором между добром и злом (טוב ורע). В тему мини-зарисовка о царе Давиде — очень большие проблемы были у ангела смерти с исполнением своей миссии в отношении царя Давида, никак не получалось забрать его душу (у ангела этого несколько миссий, и имен, соответственно, несколько); Давид непрерывно учился и обращался к Вс-вышнему, занимаясь куда более одухотворенными вещами, нежели отвлеченные беседы с небесным прокурором. Тогда тот пошевелил деревце, чтобы ветви его зашумели, и едва царь Давид отвлекся, как заснул вечным сном (сон — привкус смерти в нашем мире). Вообще, у меня эта сторона творения и реакция на провокации одного «милейшего» существа неизменно ассоциируется с готовностью сыграть в лохотрон: остановился возле наперсточников, с интересом глядя на их проделки — считай, что уже сыграл на понижение, пошел на неразумный риск. Другой вариант похожей провокации — «Запрещен инцест, прелюбодеяние (например, связь с чужой женой), но, быть может, хотя бы простой разврат-то можно, он ведь не так страшен, как другие грехи?» Стал отвечать что-то иное, кроме — «Запрещено и то, и другое, а на провокации я не ведусь» — спустился на ступеньку ниже, а оппонент твой себе очередную звездочку на погоны пришпилил, а дело отправил в суд. С поколением, «чей смех — как лай собаки», эти трюки с особенной легкостью проходят, — специфика генерации, так сказать.


Кстати, в недавней рассылке от beerot.ru по урокам рава Моше Шапира, речь шла как раз о понижении духовного уровня и падении поколения, которое получило Тору, что было калькой с греха Адама на новом витке эволюции:


«Отсюда «cделаем и услышим» – отказ во имя воли Творца от всякой самости. «Сделаем» предшествует «услышим», человек готов подчиниться приказу Творца без всякого «слуха» и расчетов – без предположений, будто можно поступить иначе. Это соответствует уровню Адама до греха. Весь народ Израиля был в этот момент на уровне «Вчера по Моей воле», и потому это «сделаем и услышим» помогло ему возвыситься над ущербом, постигшим Адама, и нечистота ушла. Но еврейский народ не сумел долго продержаться на этой высоте – «Однако, как Адам, умрете». Из-за греха с тельцом евреи вновь потеряли (в определенной мере) уровень «сделаем и услышим» – «А теперь по воле змея».»


Впрочем, как упомянул сегодня р.Гитик, тому поколению падение было дано прежде всего с целью показать нам, людям будущего, наглядный пример того, как выходить из столь печальной ситуции; что предпринимать, чтобы не оказаться на дне клоаки и не погрязнуть во зле. К слову, такая клоака есть у каждого поколения, и даже чисто географически всегда присутствует место, которое служит ее аналогом в материальном мире (например, для поколения спустившихся в Египет эта страна и была таким дном; для поколения исхода из Египта это — земля Кнаан). А выход один — тшува, раскаяние, возвращение.


Продолжая повествование о потере уровня поколениями, можно отметить следующую интересную деталь в тексте Торы, на чем строится множество комментариев: известно, что, принимая Тору, еврейский народ сказал Вс-вышнему: «Наасе веНишма» (נעשה ונשמע), то есть, буквально — «Сделаем и послушаем»; сначала готовы сделать, даже не разбираясь, что требуется, потому что безусловно доверяют Вс-вышнему и питают к нему любовь, не связанную соображениями меркантильности, а потом только послушают, в чем именно состоит суть того, что требуется делать. Но в одной из глав Торы (ואתחנן,דברים,) ситуация переворачивается на 180 градусов — сначала «послушаем», потом — «сделаем»:


«וְשָׁמַעְתָּ יִשְׂרָאֵל וְשָׁמַרְתָּ לַעֲשׂוֹת אֲשֶׁר יִיטַב לְךָ וַאֲשֶׁר תִּרְבּוּן מְאֹד כַּאֲשֶׁר דִּבֶּר יְהוָה אֱלֹהֵי אֲבֹתֶיךָ לָךְ אֶרֶץ זָבַת חָלָב וּדְבָשׁ»

[Слушай же, Израиль, и старательно исполняй [все заповеданное], и тогда будет вам хорошо, и вы станете весьма многочисленны на земле, которая источает молоко и мед, — как и обещал вам Г-сподь, Бог ваших отцов.]

И там же:

«וַיִּשְׁמַ֤ע יְהוָֹה֙ אֶת־ק֣וֹל דִּבְרֵיכֶ֔ם בְּדַבֶּרְכֶ֖ם אֵלָ֑י וַיּ֨אֹמֶר יְהוָֹ֜ה אֵלַ֗֠י שׁמַ֠עְתִּי אֶת־ק֨וֹל דִּבְרֵ֜י הָעָ֤ם הַזֶּה֙ אֲשֶׁ֣ר דִּבְּר֣וּ אֵלֶ֔יךָ הֵיטִ֖יבוּ כָּל־אֲשֶׁ֥ר דִּבֵּֽרוּ»

[«Господь услышал ваши речи, когда вы говорили со мной. ‘Я слышал слова этого народа, который говорил с тобой, — сказал мне Г-сподь. — Они хорошо сказали.»]


Здесь, в этой главе, где Моше вновь напоминает установления Б-га, есть достаточно, на первый взгляд, несостыковок: допустим, он говорит: «Храни день субботний» (שמור את-יום השבת), в то время как заповедано — «Помни (זכור) день субботний», но все такие места подробно объясняются мудрецами (в данном случае: «шамор» и «захор» — это как одно). И вышеприведенная неувязка с порядком слов тоже обыгрывается определенным образом, комментариев на нее хватает. Почему же Г-сподь теперь отвечает — «Они хорошо сказали», если на Синае евреи заявляли наоборот — «Нассе веНишма«, «сделаем и послушаем», то есть они своей готовностью принять Тору опередили другие народы, которые занимались тем, что изыскивали выгоду в ее принятии, спрашивая, что в ней написано? Народы мира интересовались — мол, сперва нам надо понять, что за Тора, зачем она нам, а мы уже подумаем, принимать или нет, после того, как услышим объяснения. Ишмаэль, узнав, что Торой установлен запрет воровства, заявил — «Ну как же, ведь воровство — это то, чем мы живем» (это теперь там руки отрубают за кражу, потому что надо было останавливать чем-то неконтролируемое падение); Эсав аналогичное ответствовал на запрет убийства (причем так себя и не обуздал). А евреи приняли безропотно, не задавая массы вопросов, и вдруг теперь уподобились всем остальным, кто не удостоился, сказав — «Слушай и исполняй»? Тогда народы мира могут с полным правом предъявить претензию — «Они не сами изъявили желание так поступить, а Ты их принудил, заставив принять Тору. А нас почему не заставил? Тогда мы бы тоже так смогли! Или есть любимые дети, а есть, скажем так, не очень?» И эта претензия небезосновательна, а ответ на нее, на мой взгляд, парадоксальный — «А они принесли родословные».


Ну и что, что принесли? Как будто у Ишмаэля родословных нет (арабы знают своих предков до седьмого колена, причем без каких-либо генеалогических изысканий в архивах, как мы привыкли). Эсав…ну, здесь вообще без комментариев (хватает и того, что он из потомства Ицхака, что само по себе значимо. На сегодняшний язык переводя — семьи европейской элиты, вот это все). И что с родословными не так? Все с ними в порядке, естественно, и не в биологическом происхождении суть (хотя и в нем тоже, но не только). Просто, глядя на праотцов, от которых они произошли, и на то, где они находятся теперь, сравнивая их и себя, эти евреи, принявшие Тору, сгорали со стыда — настолько серьезно переживали они свое падение. А всего этих уровней четыре — во всяком случае, тех, что достижимы в ходе воплощения в материю, и им поставлены в соответствие следующие эмоции:

* уровень человека — стыд;

** — уровень еврея — боль;

*** уровень праведника — трепет;

**** уровень полного праведника — любовь.


И вот, обещание — «наасе», «сделаем», связано с таким типом людей, как полные праведники («цадиким гмурим», צדיקים גמורים), которых в каждом поколении как минимум 36, что составляет половину++один от 71. Из 71 судьи состоял Санhедрин, существовавший в ту пору, когда б0льшая часть еврейского народа проживала в Стране Израиля, и, по-видимому, теперь, когда евреи вновь обрели свою землю, вернувшись туда, дело за воссозданием Санhедрина. Рав Гитик не исключил, что все 36 полных праведника сейчас находятся именно в Израиле, и рассказал между прочим такую занимательную историю (по его утверждению, абсолютно реальную): несколько лет назад некий ученик явился к раввину со своей крайне непростой ситуацией, решить которую никак не удавалось. Раввин выслушал его и констатировал, что помочь здесь ничем не может, но подсказал возможный выход, который состоял в обращении к полному праведнику, дабы тот поспособствовал разрешению создавшихся проблем. Но где его, полного праведника, найти? Обычно такие люди скрыты от посторонних глаз и никак себя не афишируют; это своего рода «резиденты-одиночки», каждый со своей специальной задачей. А тут еще этот юноша и его проблемы…Праведники, должно быть, могут каким-то образом вычислять цадиким гмурим, видеть их в некоторых случаях, потому что находятся всего лишь на ступень ниже, но в целом это личности крайне непубличные. И вот, подсказывает этот раввин своему ученику, как полного праведника найти — «Отправляйся на стройку, спросишь там такого-то и обратишься к нему со своим делом». Кто обычно в Израиле на стройках работает? Не на высших должностях типа начальника проекта, не прорабом и даже не в сфере, например, промальпа, что довольно неплохо оплачивается, а вот конкретно, простым рабочим? Контингент таких работников специфичен и состоит преимущественно из русскоязычных олим да арабов, и среди них неожиданно предлагалось отыскать полного праведника.  Пришел тот ученик на стройку, только хотел спросить, где указанный субъект работает, а тот, даже не поворачиваясь к нему лицом, отвечает — «Проблема твоя решена, а раввину, что тебя отправил, передай, что больше он меня никогда не найдет«.


На одном из предшествующих занятий речь заходила о «смыслах радости», и в этом контексте уровень полных праведников связан со сфирой Гвура; выше — только уровень Машиаха. Но, если взглянуть с другой стороны, то эмоцией здесь будет любовь, а соответствиями — сфира Хохма, Письменная Тора и зрение, тогда как праведники — сфира Бина, Устная Тора (в отличие от Письменной Торы, здесь уже фигурируют объяснения мудрецов, отражается их понимание и рассуждения) и слух (возвращаясь к началу — то самое «наасе венишма»), а эмоция — трепет.


Но сейчас количество праведников исчезающе мало — поколения деградируют, а некогда единая душа первого человека, расколовшаяся на множество мелких душ, ныне распылена тонким слоем на семь с лишним миллиардов тел. Ярко сиявший свет все сильнее приглушается, как бы разделяясь на все потомство Адама. Очень гностичные рассуждения, на мой взгляд; потому-то гностики поздней античности и не рекомендовали рожать детей — не только ради прекращения страданий, которые неизбежно влечет нисхождение в материю, но и дабы не рассеивать Свет (вспомним спор на тему — «Что лучше: родиться или пребывать нерожденным?» и ответ Шамая, по которому будет установлена hалаха в будущем мире). Хотя, говорил рав Ашлаг, что нет свободы воли в прошлом, но зато сейчас, вот в этот самый момент, она есть. Как понимать его тезис? Если «нет свободы воли в прошлом», значит, это падение было предопределено, Вс-вышний желал такого исхода, однако ни в коем случае нельзя отчаиваться; осознав, что падаешь, не следует считать себя негодяем и мерзавцем. Ибо в данный конкретный миг свобода выбора существует: подняться и идти дальше или остаться лежать (опция: продолжить падение). И, ежели заниматься самобичеванием, то и не встанешь никогда. Отсюда парадоксальное «Слава Б-гу, у нас все плохо», — и, даст Б-г, еще будет хорошо.


Поскольку этот пост посвящен больше философским, нежели геополитическим материям, я пропущу подробный разбор утверждения о «блокаде, которой не было» (вкратце: если поделить запасы хлеба на число людей, то получится около 800 грамм в сутки, что вполне достаточно, чтобы не погибнуть с голоду; кроме того, оккупация никогда не была полной, поскольку всегда сохранялся открытый выход на берега Ладожского озера — более подробно у Марка Солонина). Не стану соглашаться с этими выкладками, но и опровергать их тоже не буду — пусть каждый в меру своего понимания определит собственное отношение к вопросу. Задали вопрос и про Обаму — мол, а как же несбывшиеся прогнозы? Ответ был таков, каким я его представила в первом абзаце: «Ну, если оно рассосалось, а Обама 15 января 2017 года уйдет на пенсию, я готов потерпеть даже эту ведьму, Хиллари. Она же ведьма, натуральная». Может, во второй день политические штудии будут более насыщенными:))


Mirrored from Zhenny Slavecky.

Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments