Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Турецкие экскурсии: «дорогие гости» у очень дешевых хозяев

Вот уж не знаю, станут ли читатели этого повествования учиться на чужих ошибках, извлекая из них уроки, но все же считаю своим долгом предупредить путешественников, отправляющихся в такую страну, как Турция, о малоприятном опыте, который их ожидает их там, где турагентства сулят лишь безоблачный и комфортный отдых. Уже по возвращению в Россию дама, работающая в одном из таких агентств, порадовала запоздалым признанием — «А вы знаете, там все экскурсии такие, и вам еще повезло», но ее утешительные сентенции отчего-то совсем не радуют. Конечно, мы обратились к фирме «Анекс тур» с претензией, ответ на которую пока ожидаем, и, в случае его отсутствия либо отказа в удовлетворении наших требований, непременно обратимся в суд, однако испорченный отдых эти телодвижения никак не скрасят. Но на будущее мы это, несомненно, учтем.

А начались все наши злоключения с трансфера в отель, в ходе которого представитель туроператора заявила, что всем приехавшим необходимо встретиться с так называемым «отельным гидом», который зарегистрирует нас в стране и расскажет об экскурсиях, способных удовлетворить самого взыскательного туриста. Имейте в виду — с целью регистрации с отельным гидом встретиться, безусловно, надо, но слушать его излияния на тему экскурсий, целью которых является исключительно опустошение вашего кошелька, не стоит, дабы сберечь свое время и средства: когда сей субъект перепишет данные ваших документов, рекомендую вежливо попрощаться и отчалить восвояси, не подставляя свои уши под рекламные россказни. Да и вообще, наилучший отдых в этой (в смысле — в той:)) стране сводится к покупке тура в хороший (только пять звезд, не ниже — в отдельном посте я распишу, почему так) отель и походам на пляж к морю, ибо все остальное — не просто от лукавого, но еще и от жадного, лицемерного и наглого тамошнего туристического сервиса.

Мы, к сожалению, развесили уши на посулы отельного гида, которым оказался некий Муса, и согласились взять за 200 с лишним баксов двухдневную экскурсию Демре-Памуккале от «Анекс тур», выезд на которую планировался утром (в чеке так и было обозначено: morning), однако, точное время предстояло узнать за день до ее начала, в 20.00 позвонив Мусе по вайберу. С собой было предложено взять бутылку питьевой воды, а еще купальник и полотенце, чтобы принять ванны Клеопатры — разумеется, о том, что за их посещение придется еще дополнительно заплатить, Муса ни словом не обмолвился. Как и следовало ожидать, экскурсия оказалась банальнейшим разводом на деньги и способом выбить из туристов как можно больше средств в пользу местной инфраструктуры, но проблемы начались еще на предварительном этапе: позвонив в 20.00, как и договаривались, гиду, я услышала, что автобус приедет за нами в 01.40 (час сорок), что ни при каких условиях к утреннему времени отнести нельзя, а затем в чате появилось глумливое — «Приятной поездки». Гиду до нас теперь не было никакого дела — он продал тур, а дальше вертитесь, как хотите.

В назначенное время мы ожидали в лобби отеля, но заезжать за нами никто не спешил. Оказывается, микроавтобус, который должен был собирать туристов по прибрежным отелям, стоял неподалеку, а водитель и сопровождающий его товарищ просто дрыхли, совершенно наплевав на то, что в 01.40 они должны нас забрать. Очнулись эти субъекты только к двум часам ночи, взяли нас на борт и поехали собирать таких же бедолаг, чтобы свезти нас всех в один большой двухэтажный автобус, в котором почти безвылазно нам предстояло провести предстоящее время. Действительно, к 6 утра все пассажиры были в сборе, но нас, не спавших уже почти 24 часа (с 20.00 до 01.00 вздремнуть почти не удалось), это не особенно воодушевило.

Завтракать нас привезли в какой-то придорожный отель — надо ли говорить, что завтрак оказался тоже платным, о чем нас заранее никто не предупредил? Причем цены, рассчитанные на лоха-туриста, были задраны в разы, поэтому многие посетители просто отказывались от столь замечательного предложения и завтракали тем, что предусмотрительно захватили с собой; кто-то не ел вообще. Затем, усевшись обратно в автобус и пытаясь сквозь дрему внимать гиду с чудным именем Мехмет-Али («папа-турок, мама-русская, а сам я — итальянец»), который не особенно хорошо говорил по-русски, мы отправились в Демре. По приезду, вместо того, чтобы сразу отвести нас на раскопки храма, предприимчивые турки зачем-то запихали всю группу на капище — как-то иначе назвать то место, где мы очутились, я не могу. Там стояла куча каких-то картин (неосвещенные иконы по факту являются просто картинами), и ушлые дамочки принялись уговаривать их приобрести, опять же, по заоблачным ценам. Мне неясно, зачем было устроено посещение этого места, ведь у мусульман есть строгий запрет изображать людей и извлекать из таких изображений прибыль, даже если оная извлекается посредством продажи предметов культа представителям иных религий. Ощущение было препоганейшее, хотелось побыстрее оттуда убраться. Между тем, на дальнейший осмотр раскопок храма нам выделили менее часа, и лучше бы то время, в течение которого мы пялились на идолы, было потрачено на что-то более познавательное, — хотя бы на прогулки по местам археологических древностей.

Вновь погрузившись в автобус, наша группа отправилась на пристань, чтобы на судне добраться до острова Кеково и осмотреть подводный город Долихисте, а заодно и искупаться в море. По пути Мехмет-Али в красках расписывал прекрасные кулинарные способности жены капитана, но те, кто сподобились заказать разрекламированные блюда, отчего-то комплиментов не расточали…Уже к полудню катание по морям-по волнам завершилось, нас отвели на обед, выдав купон на один бесплатный напиток (если бы купона не было, напитки пришлось бы приобретать за свой счет, но это еще ждало нас впереди). Обед предполагал стандартный в таких случаях шведский стол и, как уже было сказано, один напиток по выбору, хотя при нас группе «Пегас-туристик» бесплатно выдавали бутылки с водой. На секунду отвлекусь, сравнив Турцию с еще одной страной Ближнего Востока — Израилем: там люди понимают, что на жаре нужно потреблять не менее двух литров воды ежедневно во избежание проблем со здоровьем, и раздают эту воду бесплатно — так, например, волонтеры одарили нас несколькими бутылками питьевой воды при посещении могилы Шимона бар Йохая на горе Мерон. Мы приехали туда сами, на обычном рейсовом автобусе, не в рамках какой-либо экскурсии, и никто даже не спрашивал у нас, являемся ли мы гражданами Страны. Им было достаточно, что мы — тоже люди, которые, как и все, хотят пить, и израильтянам даже в голову не пришло вымогать у нас за воду деньги. Такого позора, как в Турции, я не видела нигде, и, надеюсь, больше не увижу, поскольку не имею желания посещать те страны, где автохтоны скупятся даже на воду для гостя, при покупке тура не предупреждая, что вода будет платной. Зато организаторы экскурсии додумались зарулить на винную фабрику, где, помимо вина втригодорога, утратившим бдительность гостям предлагали еще оливковое масло по баснословным ценам (отличительная особенность таких заведений — все цены там в долларах, а не в местной валюте), хотя мы масло лучшего качества и холодного отжима потом в местном супермаркете купили по 48 лир за 5 литров.

Все оставшееся время до вечера мы вновь провели в автобусе, колеся по необъятным просторам Малой Азии. Цель этих блужданий была тривиальной — довезти нас до Pam Thermal Hotel Clinic & Spa, хотя не вполне ясно, отчего нельзя было остановиться в любом другом отеле, расположенном поближе. И вот тут-то начались чудеса: для того, чтобы насладиться всеми прелестями СПА, требовалось приобрести шапочку (аргументация гида: «Иначе китайцы начнут возмущаться тем, что вы плаваете без шапочки»), а все напитки на ужин, оказывается, предоставлялись за плату, даже стакан холодной воды. Кроме того, некоторых преклонного возраста женщин, которые поехали с нами, даже не предупредили, что это двухдневная экскурсия (а иначе бы они просто отказались от ее покупки), так что они не взяли с собой даже белье на смену. Я видела, как эти несчастные бабушки едва ковыляли в отель, и опасалась, что у них, того и гляди, случится какой-нибудь криз на почве обезвоживания и стресса, но, кажется, обошлось, и к утру все были более-менее здоровы. На ужин я не стала покупать воду из принципа, чтобы не платить жадным дельцам, и ограничилась фруктами, в которых эта вода содержалась, пускай и в недостаточных количествах. Такое скупердяйство, какое явили «дорогим гостям» очень дешевые хозяева, навсегда отбило у меня желание появляться в этих местах.

Следующий день начался с того, что группу, словно африканских аборигенов, повезли выменивать золото — точнее, валюту — на стеклянные бусы и поделки из камней. У меня нет ни единого изображения этой фабрики, как громко именовал ее экскурсовод, потому что фотографировать там было решительно нечего: хваленый султанит оказался бросовым камешком под названием «диаспор» (впервые обнаруженным, кстати, в России на Урале), а кольца с ним стоимостью 250 баксов и выше возмутили даже тетушек-домохозяек, путешествующих за счет богатых мужей: они ощутили себя простушками, которых попытались обвести вокруг пальца и, обидевшись, разом покинули помещение, где выставлялись эти ювелирные шедевры. Теперь наш путь лежал к древнему городу Иераполис.

Тут-то и выяснилось, что за ванны Клеопатры тоже придется дополнительно раскошелиться, да и вещи купающихся сторожить никто не станет, а аренда ячейки обойдется в пять баксов. На все-про все нам давалось чуть более двух часов, хотя территория комплекса поистине огромна, и посмотреть там есть что. Мехмет-Али особо отметил, что еще 45-50 минут нужно оставить только для того, чтобы выбраться из тех дебрей, в которых мы заплутаем, и вернуться ко входу, так что прогулка в конечном итоге сокращалась еще почти на час. Если бы я заранее знала обо всех особенностях этого приключения (а разъяснить их, между прочим, — обязанность туроператора, реализующего туристический продукт), ни за что бы не соизволила в него отправиться.

Наконец, пообедав, изможденные туристы, чертыхаясь и проклиная все на свете, погрузились обратно в автобус (кстати, пока мы гуляли по развалинам Иераполиса, Мехмет-Али дрых в багажном отделении:)), и, слушая его бормотание, до самого вечера пилили назад в свои отели. Таким образом, все оставшееся до восьми часов вечера время было затрачено на обратный путь. Хорошо хоть к ужину успели, ведь кормить нас вечером организаторы экскурсии, как несложно догадаться, не собирались.

Ни договоров, ни каких-либо иных документов «Анекс тур» со своими клиентами не оформляет при покупке такого рода экскурсий — что, кстати, законодательству РФ не соответствует, и даже тот чек, который выдается гидом при покупке экскурсии, пронырливые местные кадры норовят у туристов забрать — дескать, им эти чеки для отчетов нужны. Так что, вам решать, «иметь или не иметь», — ехать в далекие края, трясясь в душном автобусе и пускаясь в бессмысленные траты, или остаться блаженно отдыхать на морском берегу, но мой выбор с этих пор в такой стране, как Турция — исключительно в пользу последнего.

Mirrored from Zhenny Slavecky.

promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…