Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Лекция Юваля Харари «Бесы: древняя еврейская демонология» — вторая часть

Продолжение предыдущего поста —


Лекция Юваля Харари «Бесы: древняя еврейская демонология» — первая часть

Таким образом, в противоположность воззрениям секты кумранитов, считавших, что был изначальный замысел Б-га насчет сил злых и добрых, есть другая история — о падших ангелах, ослушавшихся Б-га и сошедших на землю, чтобы производить потомство с дочерями человеческими. Книга Юбилеев сперва рассказывает ту же историю, а потом продолжает (это повествование ведется от лица ангелов, обращающихся к Моисею):

«И в третью седмину этого юбилея начали нечистые демоны обольщать сыновей Ноя, чтобы ослеплять их и губить… И Бог наш сказал нам, чтобы мы связали всех. Тогда пришел высший из духов Мастема и сказал: “Господи, нельзя ли некоторым из них остаться у меня, чтобы они слушались моего голоса и делали все, что я скажу им? Ибо если ни одного из них не останется у меня, то я не могу являть могущества своей воли над сынами человеческими; ибо они существуют для того, чтоб развращать и обольщать по моему повелению под моим господством, так как злоба людей велика».

Здесь мы видим, все возвращается к изначальному соотношению сил: Б-г все контролирует, и Мастэма просит его, чтобы часть осталась в его распоряжении, так как Б-г хочется избавиться от всех. И тогда Б-г сказал: «Десятая часть их пусть останется у меня, и девять частей пусть сойдут в место суда!»

Если мы думаем, что живем в плохом мире, то все могло быть гораздо хуже, поскольку тут сохранилась только одна десятая часть всех демонов, и абсолютная власть находится в руках бога, решающего, кого куда направить и сколько демонов оставить на земле. И Б-г знает, что злые духи — они именно злые, и действуют неправильными путями. Несмотря на то, что злому архангелу (Мастэма) они нужны для его роли в мире и ее выполнения, Б-г при этом знает, что людям надо как-то помочь защищаться от демонов, ведь демоны не всегда будут действовать по правилам. Мы видим, как в мире воцаряется некий порядок, а людям передаются книги рецептов, чтобы защищаться от демонов, и это — самое раннее в еврейских источниках упоминание о магических книгах против демонов, о средствах борьбы с ними:

«И один из нас сказал: “Мы научим Ноя всем целебным средствам”; ибо он знал, что они ходят не в справедливости, и будут вести борьбу не в праведности. И мы сделали по Его повелению: всех злых, лютых духов мы связали в месте наказания, и десятую часть из них мы оставили, чтобы они предстали пред Сатаною на земле. И целебные средства от всех их (т. е. причиняемых демонами) болезней вместе с их способами обольщения мы сказали Ною, как излечивать себя растениями земли. И Ной записал все, как мы научили его, в книгу, о каждом роде лекарств».

В мире есть демоны и злые духи, которым дается свобода действий, но есть и средства защиты от них. Повторю то, что говорил вчера — способ понимания мира через наличие в нем демонов очень эффективен. С одной стороны, это позволяет нам осмыслить бедствия, происходящие в мире, проецируя их на разные злые сущности, которые мы постулируем существующими в этом мире. С другой стороны, это позволяет как-то бороться с разными бедствиями, которые мы на них проецируем, выстраивать стратегии борьбы. Вместо того, чтобы впадать в уныние и опускать руки, горевать, мы в этом случае беремся за некоторые способы, за оружие, берем судьбу в свои руки, и с этими сущностями, на которые мы проецируем наше бедствия, пытаемся сражаться. Продемонстрирую в оставшееся время эпизоды борьбы с демонами.

Самый ранний источник с историей про изгнание демонов — Книга Товита (Тувия), II век до новой эры. Не буду пересказывать всю книгу, но ее главный персонаж — Тувия, отправленный отцом в город Рага, где его отец оставил залог, чтобы Тувия его вернул и принес обратно отцу. И, когда он отправляется в путь, к нему присоединяется человек (спутник и проводник) и также, что необычно для древнееврейских повествований, к нему присоединяется собака. И этот человек, как потом выясняется, вовсе не человек, а ангел, призванный помогать Тувие. И, когда они переправляются через реку, то ловят рыбу, и спутник убеждает не выбрасывать ее внутренности, сохранить их. Они каким-то образом эти внутренности сохраняют, консервируют сердце и печень рыбы, которую поймали, и отправляются дальше с этим всем у себя в сумке — представляете запах?;)) А когда они добираются до города, Тувия там встречает своих родственников, и, как это часто бывает в подобных источиниках, влюбляется в красивую дочку своего дальнего родственника, которую зовут Сара, и хочет на ней жениться. Но его предупреждают, что эта Сара уже семь раз выходила замуж, и все ее мужья в брачную ночь умирали. И выяснилось, что у этой Сары есть некий необычный друг…Шед, то есть бес. Он влюблен без ума в нее и не может выносить, что кто-то на ней женится, поэтому, когда входит в брачные покои очередной мужчина, бес его убивает. Но спутник Тувии, ангел, говорит, что пришло время воспользоваться рыбьими потрохами, которые они принесли с собой, и вот рецепт, который он ему дает, я цитирую:

«Только, когда ты войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в нее сердца и печени рыбы и покури; и демон ощутит запах и удалится, и не возвратится никогда».

И Тувия следует этому совету, вопреки всем опасениям берет в жены Сару, совершает в брачную ночь ритуал, воскуряет рыбьи потроха, и демон убегает до границ Египта, и там он оказывается скованным. Это самая древняя история про изгнания бесов, но тут нет характерного для еврейской магии использования слова, нет ни заклинаний, ни заговоров.

[Не читала прежде книгу Товита, но мне этот нарратив напомнил почему-то русские сказки и вообще славянский фольклор, где от абсолютно бессмысленных предметов материального мира (например, косточки и опивки из сказки про царевну-лягушку) случается польза, хотя конкретных параллелей между этими двумя произведениями нет — Ж.Н.]

Изгнание бесов — важная часть деятельности Иисуса из Назарета, который, понятное дело, был евреем. Ему приписывается в Евангелиях много эпизодов изгнания бесов, и про один эпизод я расскажу, — в нем речь идет о бесе, связанном с таким заболеванием, как эпилепсия. Приступы эпилепсии воспринимались с очень давних пор как пример одержимости бесами. Само течение этой болезни провоцирует подобное толкование — у человека происходит приступ, потом как будто нет ничего, затем снова приступ — то есть, бес будто возвращается в него. Цитирую Евангелие от Марка:

«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет… И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его… Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».

Мы не знаем, как именно злые духи вредили людям — потомкам Ноя из истории в Книге Юбилеев, и точно нам неизвестно, что они делали. Но в дальнейших источниках мы уже видим примеры — в Книге Товита демоны убивают женихов Сары, то есть, это некое внешнее зло, которые они причиняют извне. Но самый распространенный способ причинить вред, — это не извне, а изнутри, то есть с помощью вселения в человека. Демон проникает внутрь человека, овладевает им и действует через него. С точки материалистической науки, отрицающей существование демонов, мы понимаем это как некоторый способ описания способ понимания и толкования — культура через понятие одержимости описывает разные необычные типы поведения человека. В данном случае в последнем тексте мы видим, что мальчик ведет себя очень странно, впадает в странные состояния, падает огонь и воду, у него изо рта идет пена — причиной всех этих непроизвольных действий, судя по всему, является эпилепсия. И у этого юноши много других проблем — судя по всему, он глухонемой. Эти вот непроизвольные действия проецируются на некую сущность, сидящую в нем и диктующую ему свою волю. Иисус, который был, так сказать, «дипломированным экзорцистом», справляется и с этим духом злым тоже, изгоняет его, но не использует ни заговоров, ни заклинаний, ни ритуалов. Иисусу достаточно повелеть злому духу выйти, и тот выходит, и это важная часть описания Иисуса в Священном писании, чтобы представить его таким образом. Также многим памятна история про легион бесов, который вселился в стадо свиней, бросившихся с обрыва.

Последняя история связана с царем Соломоном (Шломо) и демонами. Соломону приписывалась некая власть над демонами — так, он использовал их в процессе строительства Храма. Иосиф Флавий описывает эпизод изгнания демонов Эльазаром в присутствии Веспасиана; это как бы выступление фольклорного ансамбля туземцев для римлян-завоевателей. Но Иосиф Флавий приводит эту историю в контексте рассказов про древнюю мудрость царя Соломона:

«Господь Бог даровал Соломону также возможность изучить искусство входить в общение с демонами на пользу и на благо людям. Дело в том, что Соломон оставил после себя заклинания для излечения всяких болезней и волшебные формулы, с помощью которых возможно так связать демонов, что они никогда более не рискнут вернуться к людям. Это искусство до сих пор еще весьма сильно процветает среди нас. Так, например, мне пришлось слышать о некоем Елеазаре, нашем единоплеменнике, как он однажды в присутствии Веспасиана, сыновей последнего, тысяцких и массы войска избавил всех, одержимых злыми духами, от последних. При этом он поступил следующим образом: он подносил к носу одержимого демоном палец, на котором находился перстень с включенным в нем корнем указанного Соломоном растения, и тем извлекал у бесноватых демона из ноздрей. Больной, конечно, тотчас падал замертво на землю, и всякий, присутствовавший при этом, готов был бы поклясться, что он уже больше не придет в себя, если бы не было Соломона и составленных им формул заклинаний. Желая, однако, вполне убедить присутствующих в том, что он действительно обладает указанной силою, Елеазар велел ставить вблизи бесноватого наполненный водою кубок и сосуд для омовения ног и приказывал демону при выходе из тела больного опрокидывать сосуд, чтобы все зрители на деле могли убедиться, что злой дух действительно покинул одержимого. Так как дело таким образом и происходило, то всем представлялась возможность убедиться в действительно глубокой мудрости Соломона».

Подведем итоги: мы начали с того, что поговорили об эпизодическом появвления бесов, злых духов и Сатана в библейском тексте, затем перешли к двум концепция о том, откуда вообще взялись злые духи. Мы видим, что ангелы сообщают Ною разные сведения по борьбе с демонами и духами, записывают в книгу и создают некую литературу, и мы закончили тем, что рассмотрели истории о том, как люди пользуются этими знаниями по изгнанию демонов (эпизод про Сару, когда демон убивал ее мужей, или эпизод о том, как самый знаменитый еврей изгонял демона из человека, вселившегося в него). В финале мы прочитали о неком публичном ритуале Эльазара, использующего весь набор магических средств, которые у него есть, включая перстень с растениями, различные заклинания и формулы, восходящие к царю Соломону. На этом мы закончили наш мистико-магический тур по миру еврейской демонологии.

Вопросы:

1. Как в материальном виде все это должно выражаться, то какие еще есть способы нейтрализации демонов, кроме сосуда и перстня, внутренности животных? Как это можно изобразить, например, в кинематографе?

Ответ: Я вчера приводил пример магических средств и предметов, и там видели главным средством изгнания демонов служил язык и разные вербальные формулы. В Вавилонии часто использовались чаши или миски для изгнания демонов, и там есть визуальные интересные моменты: в частности, появляются изображения демонов внутри этих чаш. Вышла недавно первая монография, основанная на докторате, посвященном исследованиям этих изображений, иконографии демонов с этих чаш. Но в Земле Израиля в основном использовали только вербальные формулы, записанные на амулетах, чаще всего металлических. Мы завтра почитаем еще истории из талмуда и увидим иные способы взаимодействия с демонами.

2. Связан ли описанный в Книге Товита способ изгнания (воскурение печени и сердца) с гаданием на внутренностях животных?

Ответ: Это интересный вопрос, и я хочу подумать над ним, но есть какое-то определенное представление об особой силе или тайном знании, заключенных во внутренних частях животных. Понятно, что и то, и другое — дивинация по внутренним частям птиц и изгнание бесов, — это разные оккультные практики, и надо различать: одни и те же предметы по-разному воспринимаются в разных практиках.

3. В Книге Товита говорится о воскурение рыбьих потрохов — как это, по-вашему, должно быть отражено на экране? Как ладан воскуривают, я понимаю, а если внутренности животных, то что это — ближе к копчению или к испечению?

Ответ: И это тоже отличный интересный. В самих источниках, в магической литературе, мы не находим четкого различения воскурений в зависимости от их запаха, хорошего или плохого, нет их четкой классификации. Надо сразу подчеркнуть важное различие — воскурение благовоний как часть культа, часть служения божеству, а воскурение внутренних частей — это нечто отвращающее, предназначенное для чего-то, что надлежит изгнать.

4. Природа демонов — она ангельская изначально? Есть в древних источниках что-нибудь не об изгнании, а об их трансформации?

Ответ: Такое нечасто встречается, и я еще хочу отметить кое-что, оттолкнувшись от вопроса. В течении Нью Эйдж (New Age) часто говорят о позитивных и негативных энергиях, и там используются физические понятия типа «плюс» и «минус»- положительного и отрицательного полюса в сфере духовных энергий, и нам предлагают отрицательную энергию конвертировать в положительную, и это и есть, если говорить языком древности, попытка превратить демона во что-то положительное. Но в древности такой практики не существовало. Сами демоны могли превращаться, менять облик и форму, как бы ускользая тем самым. Мы рассматривали вчера примеры того, как демоны проникают внутрь человека и производят жар или лихорадку. Какие-то змеи или скорпионы, или другие «плохие» животные воспринимались как воплощения демонов. Но я не встречал того, чтобы природу демонов меняли — их можно было изгнать или ими можно было воспользоваться.

5. Можно ли провести аналогию между сжиганием внутренностей рыбы, описанным в Книге Товита и службой в Храме, где сжигали «чистых» животных?

Ответ: Думаю, что это нельзя сопоставить со службой в Храме.

6. На прошлой лекции вы отметили, что эвфемизмом импотенции являлся термин связанности. Вы бы как-то развивали этот момент — что это за субъект, который связанность осуществил, и чем можно этому препятствовать?

Ответ: Импотенция воспринималась как сглаз или порча и называлась «связыванием женихов». Противодействием или противоядием от этого было сочетание словесной формулы, произнесения заклинания и ритуального действия. Есть целый список разных рецептов, какие конкретно действия надо совершить в дополнение к заклинаниям и формулам, я не могу их сейчас перечислять, но их можно найти.

7. Тоже хочу вернуться к предыдущей лекции, где вы говорили, что магия, заклинания — это была своего рода технология знаний. Были ли это технологии манипуляции сознанием?

Ответ: Когда ученики у меня спрашивают про связь между магией и сознанием, я подхожу к стене, нахожу выключатель и выключаю свет, но тут я не нашел выключателя, поэтому не буду этого делать:)) И я задаю им вопрос: Чтобы это выключить свет, нажав на выключатель, нужна вера в то, что свет погаснет; надо ли верить, что это сработает, чтобы это сработало?;)) В большинстве случаев мы соглашаемся, что совершенно не надо верить, что свет погаснет, если мы выключим выключатель — он и без нашей веры погаснет. Я почему про это говорю? Только в том мире, где не верят в магические причинно-следственные связи, имеет смысл говорить о манипуляции сознанием. Если опираться на сами магические первоисточники, вера в то, что это сработает, вообще никак не участвует, и в них даже не рассматривается этот вопрос. Я не знаю ни единого магического рецепта, частью которого была бы вера, что это произойдет, и только тогда это произойдет. Психологизация магии происходит в тот момент, когда меняется вообще технология мира, представление о том, как устроен мир. Поэтому, когда я упоминал о донаучной технологии обращения с миром, я и говорил, что в рамках представления о том, как мир устроен, вырабатываются средства того, как достичь определенных результатов, очень прагматичные средства. Магия всегда работает с миром, а не с сознанием — это важно. Я хочу спросить у вас: заклинание, чтобы кто-то кого-то полюбил — это действие на сознание?

— Не знаю, это ведь вы говорите о магии, а не я.

— Тогда я отвечу коротко: единственная область, в которой можно найти манипуляции сознанием, если это понимать как сознание — это разветвленная область любовных заговоров, чтобы человек думал о ком-то, влюблялся в кого-то. Вся эта область очень развита, и здесь, если захотеть, можно найти что-то похожее на то, о чем вы говорите.

8. Две точки зрения о свободе воли демонов — они созданы изначально злыми или они пошли на сознательный бунт, сформированы на основании довольно древних источников. Какая точка зрения в итоге возобладала среди иудейских теологов?

Ответ: Эти апокрифические книги, которые в канон не вошли, и в иудаизме демонология не вошла в теологию и богословие, как это произошло, допустим, в христианстве. В Каббале это потом проявилось, в еврейской мистике, где говорится, в частности, о Ситра Ахра (Другой Стороне). В Книге Берейшит, где рассказывается про Ган Эден (Райский Сад), нет никакого демонологического компонента, там очень земным образом все описывается — есть змея, хотя мы не очень понимаем ее природу. Змея была самой хитрой тварью среди всех зверей, но это такое же животное, как и все остальные. Более поздняя, христианская традиция, прежде всего превращает змея в Сатану, и еврейские толкования талмудического периода тоже видят в змее сатанинский образ. Но важно видеть временной разрыв между самой библейской историей и более поздними толкованиями. Есть два способа это понять: либо в Библии есть цензура, и ею демонологический подтекст был подчищен, но всплыл потом, либо его не было, и в более позднее время его как бы «вчитали» туда.

9. Когда изгоняют духов и демонов, куда они уходят? И где они находятся в тот момент, когда еще не проникают в человека?

Ответ: Если бы я спросил об этом у мудрецов Талмуда, они бы ответили, что демоны находятся прямо тут, вокруг нас, мы просто их не видим. У каждого из нас тысяча демонов с одной стороны и десять тысяч с другой стороны, они везде, и у них не то чтобы есть особая форма или гигантские размеры. Ваш вопрос очень интересный, но он никого не волнует. Когда их изгоняют, никто не думает, куда они уходят. Есть четкая граница между культурной территорией, цивилизованным миров и миром диким, миром пустыни, где люди не живут. Демоны ассоциируются с этими дикими пространствами, где люди не обитают; они живут в пустынях, на руинах или в рудниках, где людей нет. В магической практике бесов не убивают, ведь невозможно убить демона. И я должен объяснить с исследовательской точки зрения логику этого подхода: демоны нам нужны как категория интерпретации реальности: если их всех поубивать, как мы будем объяснять то, что происходит в мире? Их можно прогнать, но уничтожить нельзя, так как это нужная вещь для объяснения мира.

[Здесь мне вспомнились лавкрафианские «Великие Древние», которые обитают либо за пределами нашего мира, в других звездных системах, либо вовсе в иных измерениях; в крайнем случае, как Ктулху, спит в затонувшем городе в еще неизведанных глубинах океана. Наш мир расширяется, непознанное отступает с освоением все новых территорий, и демоны, таким образом, вытесняются за грань привычной реальности, в космос или океанические глубины. Если взглянуть на него с этой стороны — вполне естественный получается процесс — Ж.Н.]

Mirrored from Zhenny Slavecky.

Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments