Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

О парцуфах клипот и связи между Гвурой и ягненком

Давно не писала таких текстов, поскольку не чувствовала в себе уверенного понимания, что называется, матчасти, но тут мне немного помогли, поделившись литературой, и я решила сравнить полученный материал с уже имеющимися знаниями, которые, как выяснилось, берут свое начало из новодела и непонятно на чем основанных сочинений фантазеров от эзотерики. Быть может, кто-то из этих выдумщиков и впрямь там побывал, поэтому писал на основе собственного опыта (в чем я очень сомневаюсь), но в традиции представлено совсем иначе.

Как известно, одно напротив другого создал Творец, и если существуют семь дворцов (שבעת ההיכלות) мира святости, то нечто подобное должно быть и на обратной стороне. Исходя из представленной в «Илан hа-гадоль» информации, так и есть: известны названия семи дворцов обратной стороны, и они кардинальным образом отличаются от тех, которыми потчует своих адептов эзотерическая попса:



То есть, никакого «Абадона» или «Шеола» мы там не увидим, дворцы эти носят совсем иные имена:

1. Бор (בור) — яма, исток злого начала, — всякого попавшего сюда сталкивают, чтобы он пал и уже не смог подняться;

2. Шахат (שחת) — преисподняя, соотносится также именем «тамэ» (טמא) — термин, определяющий ритуальную нечистоту; здесь еще больше тьмы и три входа;

3. Цийя (צייה) — пустыня: в этом чертоге вообще нет никакого света, другое имя — Ненавистник (שונא); сюда ведут четыре входа;

4. Хове (חובה) — вина, повинность; другое название — Камень Преткновения (אבן מכשול); в День Суда взвешиваются добрые дела и заповеди, находящиеся в чертоге святости, который именуется «заслуга», и грехи, находящиеся здесь, в Хове, — и, исходя из того, что тяжелее, в мире возобладает сторона святости или сторона нечистоты;

5. Шама (שמה) — опустошение; традиция связывает этот чертог с таким понятием, как «орла» (необрезанная крайняя плоть). Здесь только один вход, имя которому — вражда, потому что его правитель призван постоянно порицать и пробуждать суды в мире.

6. Цальмавет (צלמוות) — смертная тень, упоминание встречается в Теhилим (גם כי-אלך בגיא צלמוות, לא אירא רע כי אתה עימדי — «Даже если пойду дорогой смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной»). Четверо врат ведут сюда: смерть, зло, собственно цальмавет и мрак;

7. Шмарей йайн (שמרי היין) — винные дрожжи, намек на историю с Ноахом: «Выпив вина, он опьянел и [лежал] голым в своем шатре.» (וַיֵּשְׁתְּ מִן-הַיַּיִן וַיִּשְׁכָּר וַיִּתְגַּל בְּתוֹךְ אָהֳלֹה) и на грехопадение Адама и Хавы, поскольку считается, что плод с Древа познания, которые они съели, мог быть виноградом.


Возникает соблазн расписать по парцуфам следующим образом: первый — напротив парцуфа Арих Анпин, второй — напротив Абы, третий — напротив Имы, с четвертого по шестой — напротив Зеир Анпин (рош, тох и соф), последний — напротив Нуквы, но так будет неправильно, поскольку считается, что Цальмавет (шестой) соответствует Зеир Анпину на стороне святости, а значит, включает в себя все предшествующие чертоги нечистоты (анти-Хесед — это будет Бор, анти-Гвура — Шахат и так далее, по аналогии с ХаГаТ НеhИ). Соответственно, Шмарей йайн — все равно остается напротив Нуквы.


Как видно из рисунка, последний чертог можно расписать по анти-сфирот, которые его образуют, — я про них кое-что отмечала в твиттере, так что повторюсь. В оккультной попсе сверху вниз (по степени удаления от Источника) они перечислены так: Лилит, Гамалиэль, Самаэль, Орев Зарак (обычно в страшно перековерканной вариации), Тагирирон, Голахаб, Гашекла, Сатариэль, Огиэль, Таумиэль. Подобные имена анти-сфирот можно в любом источнике найти, от «Каббалы, Клифот и Готической магии» Томаса Карлссона до опусов какого-нибудь Телемского; некоторые названия в принципе мало что означают и уж точно не дают представления о сути вещей, которые ими обозначены.

В традиции, согласно «Илан hа-Гадоль», картина выглядит так: Лилит, Танин (дракон, крокодил), Эрев ве-Рик (видимо, отсюда взялась вариация «Эрев зарак», «вороны рассеяния». На самом же деле, это от корня ריק -пустота, тщетность, бессодержательность, и корня ערב, который очень многозначен: среди семантических значений — и «вечер», и «запад», и даже «сброд» или «толпа»), Торик (тот же корень ריק), Смол (שמאל — «левый», по аналогии с англ. «sinister», пришедшим из латыни), Талэ (ягненок), Рик, Хасер (недостаток — да, тут есть Анти-Даат), Кани (мне подсказывают — «ограничение», хотя я не знала про это значение; в моём понимании, название образовано от לקנות, приобретать, ср. c: ‘קָנִיתִי אִישׁ אֶת ה — «Обрела я человека с помощью Б-га» (Берейшит, 4:1)), Торниэль, Таумиэль (личные имена существ, притом, что символично, теофорные имена).


Любопытно было бы остановится на клипат Гвура, обозначенной как «ягненок». У меня, которая слегка знакома с еврейской традицией, первая ассоциация возникает с Египтом, в котором ягненок почитался в качестве божества. Незадолго до Исхода, накануне последней, десятой казни, евреям надлежало взять ягненка, с 10 по 14 нисана держать на привязи, а затем зарезать и помазать его кровью косяки дверей и притолоку, чтобы кровь стала знаком во время истребления первенцев: в тех домах, на которых обнаружится этот знак, первенцы не пострадают:


«А Я пройду в эту ночь по земле египетской и поражу в ней всякого первенца, от человека до скота, и над всеми египетскими богами совершу Я суд. Я — Господь! Кровь на домах будет знаком, что вы там находитесь: когда Я буду поражать землю египетскую, то увижу кровь и миную вас, и не будет среди вас губительного мора» (Шмот, 12:12-13)


Я здесь вижу следующую связь: Гвура олицетворяет не просто привычные по переводам с иврита «героизм», «мужество» или «суровость», но и, подобно иным сфирот левой стороны, этап разделения первоначального единства на множество и отделения вновь созданных форм и творений от их Источника. Поскольку со временем связь с Источником ослабевает, и создания уже не ощущают непосредственного божественного присутствия и влияния Творца на мир, появляется соблазн обращаться к колдовству («нет колдовства, подобного колдовству Египта»), к служению идолам и рукотворным божествам, каковыми и стали для египтян ягнята. При этом Гвура есть вместилище чистых энергий суда, — суд понимается как нежелание и неготовность принимать окружающих за их отличия, осуждение к гибели за сам факт того, что творения как-то отличаются. Евреи периода Исхода были поставлены в ситуацию необходимости противопоставлять себя всему обществу идолопоклонников, и даже более того — пойти на убийство египетских божеств, используя их кровь в ритуальных целях (к слову, запретительная заповедь, связанная с Гвурой — запрет на пролитие крови). Не исключено, что вся эта совокупность смыслов специально была обозначена как «ягненок», чтобы служить намеком на события Исхода и их глубокую подоплеку. Кстати, атмосферой Гвуры полностью проникнут праздник Песах — те, чей корень души в данном качестве, очень хорошо это чувствуют, и Песах — их любимый праздник в еврейском календаре:))


Все эти коннотации прекрасно переданы в «Еврейском Таро» Бецалеля Ариэли, — в его колоде Старшие Арканы распределяются не по цинарот, как в иных системах, а по сфирот, и тогда, если вести отчет с Кетер (Шут — Кетер, Верховная Жрица — Хохма и так далее), в Гвуру попадают Пятый и Тринадцатый Арканы, которым соответствуют знаки Зодиака Овен и Скорпион (оба они являются обителями Марса — планеты Гвуры); Пятый Аркан можно принять за собственно Гвуру, Тринадцатый — за ее клипу. В большинстве колод Пятый Аркан обозначается как Император, Тринадцатый — как Смерть; в «Еврейском Таро» Тринадцатый Аркан носит то же название, а Пятый соотносится с Исходом из Египта:




«Когда Бог посредством Моше (Моисея) обрушил на Египет десять казней вследствие нежелания фараона отпустить евреев из рабства (см. аркан «Смерть»), фараону все-таки пришлось уступить. Однако его согласие длилось недолго. Собрав армию, он пустился в погоню за уходящими из его страны рабами. Египтяне настигли евреев возле Красного моря. В тот момент воды моря расступились, и народ Израиля перешел на другой берег. Фараон же со своим войском, начав преследовать их, утонул в сомкнувшейся над ним морской пучине.

Карта «Исход из Египта» указывает на вызволение, освобождение и уход от прошлого, однако может означать и обратное – преследование, попытку удержать нечто, с чем Вы не готовы расстаться».


Аркан Смерть отражает десять казней, свершившихся над Египтом, после чего еврейский народ обрел свободу и получил Тору:



«Прежде, чем фараон согласился отпустить народ Израиля для служения Богу (см. аркан «Исход из Египта»), он долго сопротивлялся. Посредством Моше Бог обрушил на Египет десять казней: 1) кровавая вода, 2) жабы, 3) вши, 4) стаи животных, 5) мор скота, 6) язвы, 7) град, 8) саранча, 9) тьма), 10) гибель первенцев. На карте мы видим все эти кары (кроме тьмы), а фараон восседает в образ крокодила (каким он представлен у пророка Ихезкеля), оплакивая своего умершего сына. Рассказывается, что Бог сам прошел через весь Египет, убивая каждого первенца, и в этом заключена сила данного аркана – сила смерти. Очевидно, что в предсказаниях выпадение этой карты не сулит хорошего. Но помимо перечисленного, она может указывать на непреодолимое умпрямство, с которым человек игнорирует все посылаемые ему знаки. Ведь именно умпрямство фараона стало причиной этих бед».


Дополнение: Бецалель Ариэли подсказал, что известные из современных эзотерических изданий названия клипот позаимствованы все же не из фантазий, а из вполне канонического источника — «Гранатового сада» Моше Кордоверо. Переводов этого произведения на русский язык, насколько я понимаю, нет, но в издании на иврите соотвествующие термины действительно приводятся (שער כה פרק ד) с описанием:

1. תאומיא»ל

2. עוגיא»ל

3. סתריאל

4. געש כלה

5. גו»להב

6. תגרי»נון

7. ערבזר»ק

8. סמא»ל הרשע

9. גמליא»ל

10. לילית

Их там 10, а не 11 (напротив Даат ничего нет), и неясно, почему в традиции возникло расхождение в этих именах.


Mirrored from Zhenny Slavecky.

Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments