Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Category:

О близнецах в еврейской традиции

В Шабат это как-то крамольно прозвучит, но я все-таки зафиксирую мысль, чтобы не забыть и потом еще додумать (а додумывать есть чего). На почту мне ежедневно приходит рассылка от beerot.ru о недельной главе, и, пожалуй, это единственные письма, которые я обязываю себя прочитывать всегда, сколь бы занята ни была. Сегодня пришла заметка по недельной главе «Трума» (Приношение), и суть сказанного сводилась к тому, что Вс-вышний не отстранился от мира, не оставил его барахтаться в собственных проблемах, а воздействует на творения, ярчайшим подтверждением чего является сам факт существование еврейского народа. Тема, на самом деле, довольно банальная (помните вопрос короля о доказательстве существования Б-га и ответ — «Евреи, ваша высочество»?), но интересно здесь другое, — в частности, абзац о крувим (ангелах на Ковчеге Завета):
«Более того, Всевышний любит еврейский народ «великой любовью», «вечной любовью», и они как бы супруги.
Именно это символизировали крувим на крышке Ковчега Завета в Храме: один из них символизировал Всевышнего, а другой – народ Израиля. Это еще как-то можно понять разумом, но чудо в том, что крувим были равны! Они были одного размера. И действительно, строку из Шир а-Ширим (5:2): «Сестра моя, голубка моя, непорочная моя», мудрецы комментируют так: «Читай не тамати (непорочная моя), а теумати (моя сестра-близнец), как будто сказано: Я не больше нее, и она не больше Меня».«

(Источник)
Само слово «теом» (תאום, «близнец») у меня как у знакомой с еврейской традицией достаточно слабо, вызывает всего несколько ассоциаций, одну из которых упоминать не стану, дабы не мешать святость с совсем уж запредельной нечистотой. Еще вспоминаются сестры-близнецы, родившиеся с Каином и hЕвелем — с первым родилась всего одна сестра, а со вторым — сразу две, и в мидраше встречается информация, что именно эта «лишняя» сестра стала этаким «яблоком раздора» между братьями (если не переходить на другой уровень толкования: мидрашом здесь иллюстрируется элементарное наблюдение — мужчины часто ведут войны из-за женщин). То есть, видя первое в Торе упоминание, хоть и неявное, о близнецах, и зная, как дальше развиваются события, мы можем сделать вывод о том, что в ситуациях с участием близнецов неминуемо возникает некий конфликт или спор. При этом особо подчеркивается их особая глубинная связь (подобно тому, как есть несомненная связь между Вс-вышним и Израилем): «она — не больше меня, равна мне».
Но самые известные близнецы из Торы — это, конечно, Эсав и Яаков, и тут уже масса материала для осмысления. Во-первых, действительно: есть иудеохристианство, но нет иудеоислама или, пардон, исламохристианства (Ишмаэль, как-никак, дядя, а с дяди какой спрос?). Во-вторых, теснейшая связь между Яаковом и Эсавом тоже присутствует, она иллюстрируется самой историей европейской цивилизации, но связь эта не прямая, как в предыдущих примерах, а обратная, о чем праматерь Ривка знала еще во время своей беременности («И толкались сыновья в утробе ее»). Более того, есть hалаха: «Эсав ненавидит Яакова», и, соответственно, когда один поднимается, другой падает, что отражалось в римском ритуале, проводимом раз в 70 лет («Тот, кто видит, видит! Но тот, кто не видит, больше и не увидит»). Кстати, нынче как раз можно наблюдать редкий момент, когда идет постепенное возвышение одного и падение другого. И мне подумалось: поскольку у всех есть выбор (и у Эсава он наверняка тоже есть), то возможен не только «аварийный сценарий» истории, но и изначально задуманный, а значит, эта связь между близнецами из негативной вполне может трансформироваться в позитивную — достаточно Эсаву перестать ненавидеть и расходовать силы на войну, занявшись тем, в чем заключается его подлинное предназначение: преобразованием материальной реальности с той целью, чтобы его брат Яаков мог сконцентрироваться на изучении и исполнении Воли Творца (то есть, беспрепятственно учил Тору и соблюдал мицвот). Ведь тогда и процесс исправления мира пойдет быстрее, братья будут действовать как равные (он — не больше меня, поскольку его дело столь же нужное и важное), и возникнут, наконец, предпосылки для проявления «причины соединения», о которой пишут в статье на beerot.ru, ибо причина эта — никак не ненависть, а любовь. Но, к сожалению, мир опять движется не по оптимальной траектории…


Mirrored from Zhenny Slavecky.

Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments