Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Михаэль Гитик о «детях» и их «воспитании»

Весьма любопытный разбор «семи имен Сатаны», анонсированный Гитиком заранее, я, увы, пропустила почти целиком, опоздав в силу некоторых причин на шабатон, и смогла услышать лишь обрывки этого разговора. Зато я почти полностью ознакомилась с его концепцией воспитания маленьких детей, к числу коих автор причисляет нас с вами, и для которых этот мир — всего лишь «песочница», а вещи, в том числе материальные ценности — суть «игрушки», которые могут быть очень ценны для ребенка, но которые необходимо рано или поздно отбросить, переходя к следующему уровню, к школе («будущему миру», олам hа-баа, עולם הבאה).

Исходя из особенностей отношения к этим «игрушкам», люди делятся на четыре типа, не считая еще не поднявшихся даже на первый уровень, для которых стяжание тех или иных богатств этого мира становится первоочередной задачей в жизни:

  1. Сфира Малхут, соответствует умению или ремеслу. Отношение — «Бог дал, бог взял», своего рода «крестьянский» подход к делу. Крестьянин, посеяв зерно, не знает, какой именно урожай он соберет в дальнейшем, но очень хорошо понимает, что итог, результат, напрямую не зависит от его усилий, поскольку есть огромное кол-во факторов, на этот результат влияющих, учесть которые попросту невозможно. Именно поэтому он демонстрирует спокойное отношение к благам и не печалится о потерях.
  2. Зеир Анпин (сфира Тиферет), соответствует воспитанию; тут проходит водораздел между верующими и теми, кто от веры все же далек (намек достаточно прозрачный, посему уточнения вряд ли потребуются). Отношение — ребенок дает руку Вс-вышнему, и Вс-вышний ведет его, то есть, этап подразумевает безусловное доверие Б-гу, подобно тому, как евреи доверились Вс-вышнему, пообещавшему и выведшему их из дома рабства (потому в крайней правой колонке ключевое слово — Мицраим). Этот уровень содержит в себе и предыдущие достижения Малхут, как сказано:
    ««Арами овед ави – арамеец [Лаван – желал] погубить отца моего». Наш отец Яаков со своей семьей мог погибнуть от руки Лавана, если бы не пришло ему спасение от Всевышнего. Яаков ничего не сделал для своего спасения, – все сделал только Всевышний».
    Рав Хаим Фридлендер на сайте beerot.ru и далее освещает эту тему в контексте Исхода из Египта:
    «Так же, как Всевышний вывел Израиль из Египта на все поколения его, без того чтобы кто-то участвовал с Ним в этом, – так человек должен знать, что не труды его взрастили плоды, но один лишь Всевышний, как сказано: «которые Ты дал мне» [и землю, и плоды ее].
    Приносящий первые плоды заканчивает следующими словами: «А теперь принес я первинки плодов земли, которые дал Ты мне, Г-споди», – даже земля не соучаствует в том, чтобы дать плоды, но только один Всевышний их дает, – «…которые дал Ты мне, Г-споди». И так было в Египте: не Моше совершил освобождение, а один только Всевышний. По этой причине имя Моше совершенно не встречается в данном разделе [о бикурим].»
  3. Сфира Бина, соответствует надежности и верности; на данном уровне находятся праведники. Само собой, они не просто безраздельно доверяют своему воспитателю, который их ведет, — они готовы идти в никуда, подобно праотцу Авраhаму, которому Вс-вышний повелел: «Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе», хотя об этой обетованной стране праотцу еще ничего не было известно. В представленной таблице не хватает еще одного столбца, который отразил бы эту идею: первому уровню соответствует пространство («от своей земли»; кстати, пространство «рождается» в месяце тишрей); второму — время («от твоей родни», что символизирует непрекращающуюся смену поколений; исток времени — в месяце нисан), а уровню праведников соответствует личность — не всякому дано «выйти» из личности, при этом сохранив индивидуальность — свойство души.
  4. Сфира Хохма, соответствует абсолютным праведникам и дарованию Торы на горе Синай (цитата из Торы — «וגם בך יאמינו לעולם», «и они поверят тебе навсегда» — 19:9). Этот уровень труднопредставим для нас, однако есть те, кто его достиг, и их не менее 36 в мире. Я отдельно поинтересовалась, куда стремятся абсолютные праведники, ведь если находящимся уровнем ниже нужно идти «в страну, которую укажет Г-сподь», то какая цель возникает на данном уровне? Оказалось, что, поскольку это апофеоз развития в рамках этого мира, здесь уже не требуется дальнейшей эволюции, потому что абсолютный праведник непосредственно реализует Волю Творца в мире, и для этого не нужно нисхождение или, напротив, подъем по сфирот Древа.

В следующем посте вкратце передам еще два услышанных урока: один из них посвящен тому, «откуда течет река Болтовня», а второй касается пасхальной кеары (блюда). С именами, если интересно, разбирайтесь сами — они изображены в таблице на картинке, и, возможно, пару слов я скажу лишь о трех из них, соответствующих сфирот Нецах, Тиферет и Гвура (собственно, лишь о них я успела хоть что-то узнать на шабатоне).

Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments