Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Category:

Особенности творения Света и Тьмы в иудейской космогонии

Мне туда совсем никак нельзя, и все же подойду к подножию Mount Seir и маленький кусочек откаменчу, ибо наличествует фактологическая ошибка по принципиальному вопросу.

«В Быт.1:2 сказано: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною [ThHVM], и Дух Божий носился над водою». Отметим важный момент: о сотворении воды Богом не говорится, следовательно, под «водой» здесь имеет смысл понимать нетварный океан предначальной Техом [ThHVM], которая упоминается в этом стихе»
[Далее не цитирую — следом идут все прочие рассуждения про формы, которые извлекались из изначального материала, сохранившего в себе черты этих форм подобно тому, как бумага сохраняет очертания вырезанной из нее фигурки]

Можно рассмотреть другой танахический отрывок (Йешаяhу 45:7), который в чуть измененном виде произносится также в утренних благословениях (Биркот hа-Шахар):
יוֹצֵר אוֹר וּבוֹרֵא חֹשֶׁךְ, עֹשֶׂה שָׁלוֹם וּבוֹרֵא רָע
[Буквально: «Формирую свет и творю тьму, делаю мир и творю зло»; в Биркот hа-Шахар меняется заключительная часть: «Формирующий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий все»]

Употребление глагола с корнем «йуд»-«цади»-«рейш» (йоцер), имеющего семантическое значение — «формировать» (отсюда, кстати, мир форм, «Йецира»), показывает, что до Творения уже существовал Свет, — точнее, Светом был сам Источник, внутри себя ограничивший свободное пространство путем цимцума и запустивший в нем описываемый главой Берейшит процесс. Из этого Предвечного Света был сформирован (через ограничение формы) привычный нам свет как явление, тогда как тьме сопуствует глагол לברוא (творить что-то из ничего), — следовательно, ничего похожего на тьму изначально не существовало, и в ходе творения она не «вырезана» из чего бы то ни было, не выделена с помощью изменения формы из уже имеющегося «материала», а волей Творца появилась в качестве совершенно нового феномена, целью которого стало обеспечить созданиям возможность полноценного выбора. Рассматривая следующую пару понятий, убеждаемся в том, что и зло сотворено тем же способом, что и тьма, и тогда рассуждения о «рудиментарных осколках Пустоты, стремящихся вернуться в изначальное состояние» и «сыне, что древнее своего отца» выглядят лишенными смысла в контексте этих азов иудейской космогонии: постулируется, что в Источнике нет тьмы и нет зла, а у «сына» отсутствует достаточно развитый интерфейс, чтобы обыграть «отца» в этой игре:))
К слову, Бина, которую автор «пробует» на роль прародительницы тех самых «зловредных эманаций», и чью характеристику («Великое Море») ассоциирует с «нетварным океаном предвечной Бездны», — это лишь условный третий импульс воли, направленный на редукцию непрерывно умножаемых Хохмой вариантов решения стоящей перед Творцом задачи. К тому же, известно, что две высшие сфирот — Хохма и Бина — амбивалентны: Хохма включена в Бину и наоборот, в чем можно убедиться через анализ т.н. «наполнений» (מילוי). Значит, если говорить о корнях зла, то проявиться они должны были еще до Бины, — в частности, в Хохме. Правда, когда оппонент немного поучит Зоhар, встретит там термин «Буцина де-Кардинута» (בוצינא דקרדנותא) и убедится, прочтя комментарий Хаима Виталя, что еще в Эйн Соф она была предтечей неисправленного желания и источником Суда, он еще долго сможет выкручиваться, невзирая на не самую удобную для этого позицию:))

Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments