nibaal

Categories:

"Lord of the Flies" - Зверь выходит из моря

С упоением продолжаю изучать одну небезынтересную сущность, таящуюся в нас самих - не то чтобы это помогает мне в прохождении испытаний (скорее, наоборот:)), но позволяет сделать множество удивительных открытий. На сей раз, желая как следует всмотреться в Бездну, взялась за "Lord of the Flies" - странно, что прежде эта вещь мне не попадалась.

1. "Джек откашлялся и бросил небрежно:

– Он говорит, что зверь выходит из моря".

Море символизирует пучины бессознательного, где таится исток теневой стороны личности - той самой Тени по Юнгу, которая или проходит интеграцию, или целиком поглощает личность, делая ее носителя одержимым. Маленькие дети в силу своей близости к изначальным аспектам бытия, к его корням, архетипам (чем меньше им лет, тем ярче это проявляется) реагируют на теневые инвазии более непосредственно, не предпринимая попыток загасить первый ответный импульс психологическими защитами в виде рационализации - отсюда боязнь темноты, зверей. У детей до определенного возраста еще не сформировано доброе начало (יצר הטוב), им нечем защищаться. Малыши в романе первыми заговаривают про Зверя, а Джек, позволивший силе Зверя впоследствии полностью проявиться, выступил интерпретатором их страхов.

2. Определенно, охота и злое начало (יצר הרע, йецер hа-ра) незримым образом связаны - не понимаю онтологического содержания этой связи, но то, что связь существует - есть факт. Можно вспомнить такого персонажа Торы, как Эсав, ставшего "опытным ловцом, человеком полей", которого особо выделял его отец, Ицхак (архетипически воплотивший силы Суда, сфиру Гвура): Эсав - удачливый и умелый охотник, его покровитель - ангел смерти.

Если попытаться порассуждать - через что эта связь устанавливается? Через пролитие крови? Посредством легитимного обречения живого существа на смерть и дальнейшего получения удовольствия от его смерти? За счет ощущения своего превосходства над жертвой (еще один повод потешить эго)? Возможна еще такая трактовка: первобытные общества жили охотой, коль скоро на одном только собирательстве далеко не уйдешь и долго не проживешь; наличие большого количества добычи позволяло создать излишек, перераспределить его и тем самым выделить прослойку более богатых членов племени наряду с более бедными. Нужно отметить, что боги охоты в древнем мире, обладающие рядом специфических признаков, впоследствии обретших однозначно негативное восприятие (рога, копыта), зачастую исполняли также функции богов богатства\богов загробного мира. В общем, каким бы ни было объяснение, ясно одно: гиблая это забава. И все же, протоцивилизация - это общество Эсава, выходившего в поле, а не Яакова, сидевшего в шатрах. Далеко ли мы продвинулись сегодня?

Символично, что объектом охоты попавших на остров детей стали дикие свиньи - не серны, не горные бараны, а именно свиньи (חזיר от לחזור - "возвращаться", в чем тоже можно усмотреть намек). 

3. Произведение наглядно показывает процесс отделения религиозной деятельности от текущей хозяйственно-бытовой:

"И – как в последний миг танца или охоты – взмыл ритуальный напев:

– Бей свинью! Глотку режь! Бей свинью! Добивай!"

Ритуальные танцы и жертвоприношения могли возникнуть как симуляция событий, происходивших в ходе охоты. Полагаю, этот пассаж прозвучит в духе задорновской псевдоэтимологии, но славянское "жрец" (жьрѣти) и ивритское "כוהן", как заверяют отдельные знатоки предмета, происходят именно от глагола "есть" ("жрать" в русском и לאכול в иврите).

4. "Очень далеко Джек стоял на берегу перед группкой мальчиков. Он ликовал.

– Охотиться будем! – сказал он. Он окинул их взглядом. На всех были изодранные черные шапочки, и когда-то давным-давно они стаивали двумя чинными рядами, и голоса их были как пенье ангелов"

Потрясающая аллюзия, в комментариях не нуждается:))

5. А вот еще одна подобная же аллюзия - ее почему-то очень любят традиционалисты (ср. с джемалевским образом "невинного жирного младенца, бегающего среди васильков по лужайке, гоняющегося за бабочкой"):

"Копье дюйм за дюймом входило все глубже, и перепуганный визг превратился в пронзительный вопль. Джек добрался до горла, и на руки ему

брызнула горячая кровь. Свинья обмякла под ними, и они лежали на ней, тяжелые, удовлетворенные.

А в центре лужайки все еще плясали ничего не заметившие бабочки".

Судьба Саймона, ставшего свидетелем убийства дикой свиньи, создания идола и манифестации через Повелителя Мух сущности зла, выражает метафору рождения наблюдателя, сумевшего наконец различить в "океане океанического блаженства" между "Я" и "не-Я", добром и злом, звериными и человеческим. Увы, Саймона, в отличие от Адама, постигла куда более жестокая расплата за преждевременное срывание плода с Древа познания: он умер не много лет спустя, а уже вскоре. Имеющий особо тесный контакт с этим архетипом всегда сильно рискует.

...Чтобы пристально и бесстрашно смотреть в лицо смерти, нужно быть откровенно безумным: обычные люди, к этому зрелищу не готовые, не выдерживают, начинают скулить и проситься "к мамке", почти как малыши из "Повелителя мух". Недаром ребята воспринимают Саймона как парня "с приветом", и он единственный не побоялся подняться на гору, обнаружив там труп парашютиста. Известно из традиции, что мертвое тело - "отец отцов нечистоты" (אבי אבות הטומאה), но Зверь - это не труп, и нечистота возникает не потому, что тело покинула жизнь, но лишь в силу установления Свыше вещи материальной реальности приобретают тот или иной статус. То же и с силами нечистоты: человек, будучи творцом собственной реальности, делает выбор и дает им волю действовать в рамках своего микрокосма. По сути, это такая инвокация с далеко идущими негативными последствиями для оператора.

6. В конечном итоге Джек сделался вождем и "размалеванный, в венке, теперь сидел [...], как идол": йецер hа-ра, подменяя собой доброе начало, производит метаморфозу в человеческом сознании, склоняя к самообожествлению. Традиция в качестве иллюстрации приводит пример фараона, который ежедневно окунался в Нил, дабы тем самым скрывать проявления "человеческого, слишком человеческого", которые могли бы пробудить у него и окружающих воспоминания о природе, далекой от божественного (בשר ודם, всего лишь смертный). Власть - это не ее видимые атрибуты (рог в романе или скипетр монарха в древних царствах); "взять власть" - значит, просто быть сильнее, нежели все прочие, и за счет своего превосходства получить монополию на насилие. "Кто сильнее - тот и власть", и никакие прежние договоренности, правила, социальные ритуалы больше не учитываются.

7. Несмотря на то, что охотники во главе с Джеком Меридью захватывают власть на острове и отныне могут чувствовать себя в безопасности, их обуревает страх перед невидимым мистическим противником, они трепещут перед Зверем. Способом укрощения страха служат ритуалы, известные еще с доисторических времен:

"– Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь!

Кружение стало ритмичным, взбудораженное пенье остыло, билось ровным пульсом. Роджер был уже не свинья, он был охотник, и середина круга зияла пусто. Кто-то из малышей затеял собственный круг; и пошли круги, круги, будто это множество само по себе способно спасти и выручить. И был слаженный топот, биенье единого организма".

Круг - фигура, которую спонтанно образуют танцующие - символизирует безопасное пространство, все тот же магический микрокосм, где оператор может вершить свою волю, не опасаясь вторжения со стороны враждебно настроенных сущностей. К слову, "темная сторона силы" разделяет иное отношение к кругу как к фигуре сакральной геометрии: там это линза, фокусирующая и направляющая энергию, и строятся такие круги иначе.

8. "День похорон стал поворотным для сыновей Ицхака: в этот день Эсав совершил убийство, прелюбодеяние и склонился к идолопоклонству, а затем продал Яакову свое право первородства, предполагающее особые обязанности в служении Творцу (Берешит раба 63:12)"

"Подвиги" Эдома повторяются и в "Повелителе мух": охотники совершают разбойное нападение (отнимают очки Хрюши), затем решаются на открытое убийство (Роджер толкает на Хрюшу валун); идолопоклонство было сотворено ими еще раньше, когда нанизанная на пику свиная голова красовалась на лугу среди цветов и бабочек. Впрочем, в копилку "подвигов" следует добавить и первое, якобы "случайное", убийство Саймона, - хотя все делают вид, будто ничего не помнят. Сняв с себя любые моральные ограничения, юноши окончательно избирают свой путь и пускаются во все тяжкие.

9. "Вождь сердито спросил:

– Ты почему не на посту?

Роджер поднял на него твердый, сумрачный взгляд:

– Просто спустился.

Смерть смотрела из его глаз. Вождь не сказал ему больше ни слова, перевел взгляд вниз"

Даже вождь отступает перед палачом - своеобразным началом силовых карательных органов, способных выйти из-под контроля, устроив марафон насилия: ведь тогда и Джек может быть свергнут, как ранее это произошло с Ральфом. На месте Ральфа логичным было бы научиться охотиться, но не на свиней, а на охотников, истребляя их поодиночке. Зверь - это всегда апофеоз принципа "разделяй и властвуй", двойственность на вершине звезды (Таумиэль), вечная дихотомия, разделение в самом себе (левая сторона, сторона Суда - это еще и множественность сущностей), и потому часто обозначается головой козла, вписывающейся в перевернутую пентаграмму. Палка, застренная с двух концов, была и у убийцы (Роджера), и у Повелителя Мух (эту палку выдернул из идола Ральф, скинув с нее свиной череп). Злое начало - обоюдоострый меч; возможно, аллегорией служит упомянутое в книге Берейшит лезвие меча (החרב המתהפכת), преграждающее павшему человечеству путь в Ган Эден.

10. После прочтения таких произведений вместо масштабных выводов остаются одни только вопросы, и как-то уж слишком цинично начинаешь смотреть на мир. Исходя из простой логики субъекта, идущего по пути наименьшего сопротивления: зачем бороться с провокатором, если ему проще отдаться, и уж затем "здесь на острове позабавиться"? Кто-то верит в реальность реинтеграции, если быстрее все сгорит в труху, как тот остров? С кем вы реинтегрировать собрались - с животными? (Простите, Дмитрий Евгеньевич - там были англичане:)) Великая миссия тиккуна? О, да, - вы, евреи, большие оптимисты:)) Хотя, возможно, это отыгрывается специфика моего невысокого духовного уровня.

via Billelis
via Billelis


promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.