Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Category:

Два взгляда на природу желаний


Некогда я отмечала, что наконец-то смогла обрести вразумительное объяснение концепции «ex nihilo», что в еврейской традиции звучит как יש מאין, а русскоязычному читателю знакомо в ипостаси «творения всего из ничего». Оказалось, ларчик просто открывался, а все это построение выглядит весьма изящно: в соответствии со строкой из утренних благословений, где сказано — יוצר אור ובורא חושך (Сформировавший Свет и сотворивший Тьму), Свет как субстанция, имманентно присущая творящему началу, был всегда, его невозможно создать, и потому он считается אין — ничто, из которого сотворена Тьма (יש) — нечто, чего ранее не существовало и что Творцу не свойственно. С этими понятиями соотносятся принятые в Каббале представления о свете и сосуде, о «желании отдавать» и «желании получать». Последнее по аналогии именуется יש מאין (нечто из ничто) — как тьма отсутствовала до цимцума (инициации процесса сотворения материального мира), так у Б-га отсутствует такое желание, ведь у Него есть все, Он ни в чем не нуждается. Желание получать было задумано и создано специально, с целью, как выражаются каббалисты, «насладить творение», «сделать жилище Вс-вышнему в нижних мирах», то есть для того, чтобы существовал условный «адресат», «получатель», на которого при правильных условиях и надлежащих обстоятельствах будет изливаться изобилие свыше (своего рода сосуд, пригодный для того, что в него собираются налить). А до момента, как замысел возник и реализовался, не было, само собой, никакого желания получать, свойственного сотворенным существам, никакой тьмы, никакой привычной нам реальности — лишь Бесконечный Свет. Это — тайна света и сосуда (סוד אור וכלי), мир до так называемого «первого сокращения».

Некоторые авторы (неоднократно цитируемый мною Гитик, в частности) рассматривают время как «расстояние от желаемого до действительного», то есть как ресурс, работающий на удовлетворение желаний. Тут еще важно отметить, каких именно желаний: между грубой жаждой откушать жареного мяса и тонким желанием сделать пожертвование (или обучать профанов Каббале:)) расстояние просто огромно. Физического, измеряемого величинами, расстояния духовном мире нет, там оно определяется степенью уподобления объектов: чем более похож по свойствам, тем ближе; поэтому в контексте вышесказанного гурман, поглощающий стейк, к Творцу не приближается, в отличие от обучающего или жертвующего. Гитик полагает, что целью творения является эволюция желания получать, из чего со всей необходимостью следует, что достижение этой цели эквивалентно «созданию Святому, благословен Он, жилища в нижних мирах»).

Идеальным способом реализации этого замысла (воли Б-га) становится культивирование качества праведника, определяемого как ביטול יש (все то же יש в формулировке) — это понимается как «убирание себя», самоустранение и отказ от эгоизма ради блага окружающих, а также как оправдание (праведник — оправдывает, тогда как злодей — осуждает). На метафизическом уровне, ИМХО, это нужно для облегчения и упрощения теодицеи.

С одной стороны (представляемой носителями авраамических ценностей), заявляется, что как таковая самостоятельная ценность желаний отсутствует; желания, таким образом — это просто способ приблизиться к Вс-вышнему и следовать Его воле. С этой точки зрения быть эгоистом («люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех») и вовсе бессмысленно: время как ресурс эгоистом используется не на эволюцию желаний, а на их грубое беззастенчивое удовлетворение, тогда как заложенная в замысле цель в итоге не достигается, и с собой (в будущий мир) все добытое в неустанной борьбе с себе подобными не заберёшь. Материальные ценности можно разве только положить в гробницу вождя (как делали в древности языческие народы), но едва ли усопшему от этого будет хоть какой-то профит.

Таким образом, если принять за данность эту парадигму, получится, что разумные творения наделены желаниями ради обретения ясного и четкого понимания: за желаниями на самом деле нет ничего, лишь пустота, и если некто держится за желание, откровенно вредящее другим, то он на самом деле вредит себе самому, препятствует собственной эволюции, блокирует свое развитие, не совершенствует душу путем отказа от эгоизма. Сами по себе эксклюзивной и какой-либо системообразующей ценности не имеющие, желания побуждают к исправлению душевных качеств в том случае, если их носитель над собой работает и исправляется (например, делясь с другими или отказываясь от чего-то желанного для себя ради того, чтобы окружающим было хорошо). И правильное использование встроенного в нас механизма желаний предполагает, что можно через силу отказаться от исполнения желания или исполнить его правильным образом, учтя интересы окружающих. В общем, желания тут воспринимаются просто как способ изменить свою натуру. Есть некое поле (материальный мир), на котором ведется игра; игроки, действующие честно или не очень (соблюдающие правила, которые судья установил для всех, или ими пренебрегающие), и инструменты, они же — желания. Кто-то этими инструментами aka средствами цель достигает (выигрывает будущий мир), а кто-то их воспринимает в качестве самой цели, и начинает носиться с ними, как с писаной торбой.

С другой стороны, есть, пардон за тавтологию, Другая (Обратная) Сторона, связанная с т.н. כו שמאל — Левой Линией (мерой Суда, מידת הדין), и наиболее неотесанные, примитивные ее представители в ответ на ранее приведенные рассуждения возразят: «Авраамисты вам специально мозги пудрят, чтобы вы от желаний отказывались, после чего им все досталось». Но даже тут, уходя с «авраамического поля» (правильно будет сказать: «покидая шатры»), им по существу нечем возразить: а вдруг и впрямь, жизнь одна, и нужно взять от нее все? И кто сказал, что вообще есть будущий мир, а не только этот? Кто, в конце концов, видел Творца? Говорите, Он спрятался (העלמה)? Это способ подогнать решение под ответ, или для чего Ему прятаться? Чтобы интереснее было играть?

В конечном итоге приверженцы данного мировоззрения окончательно отмораживаются и заявляют: «Ну, ок, вы тут исправляйте свои желания, а мы пойдем». Проблем добавляет и то еще обстоятельство, что монотеистов, находящихся на хорошем духовном уровне, в округе достаточно, и с их позицией может ознакомиться всякий желающий. А вот создателей или хотя бы продвинутых пользователей, скажем так, «закрытых авторских систем», желающих пояснить за морально-этические (пардон, аморально-порочные) аспекты своего подхода к теории и практике, днем с огнем не сыщешь (да и ночью тоже — видимо, не там ищу). К тому же, не особо-то такие субъекты разговорчивы: в лучшем случае они готовы раскрывать сугубо технические детали, которые новичок применит в своей практике не без косяков, и на этом обязательно обожжется.

Гитик в своем недавнем обзоре несколько проясняет мотивы идущих этим путем, а также акцентирует одну особенность их мировоззрения — за неимением иного источника знаний будем руководствоваться предоставленными им сведениями. Он разбирает проблему на примере Бильама, который был пророком из народов мира, равным по своему пророческому уровню Моше; при этом, несмотря на этот высочайший духовный уровень, Бильам до конца своих дней оставался злодеем. Он что, дурак был? Нет, разумеется. Дело в том, что до дарования Торы путь, связанный с Левой Линией, был вполне функциональным, тогда как в наши дни этих путей осталось только два: путь еврейства и путь Торы (Средняя и Правая Линии), поэтому и пророков среди народов мира с того момента нет. И пускай не вполне конвенциональным образом, но Бильам тоже стремился к Б-гу (недаром же он — пророк), однако делал это в рамках все того же избранного им пути: он предпочитал сохранить все имеющиеся желания как они есть, не отказываться от них (т.е., культивировал и взращивал желание получать), и тем самым постулировал, что для него куда важнее удовольствие, испытываемое личностью от приближения к Творцу, нежели Сам Творец и его Воля. Те, кто предпочитает Левую Линию Правой (самообладание, качество Гвура, у них превалирует над Хеседом), точно так же работают со Светом и с желаниями, как и их идейные (религиозные) оппоненты, но при этом устраняют из своей картины мира Источник, который становится для них чем-то второстепенным, малозначимым, поскольку они ощущают себя хозяевами (и желания получать Свет, и самого Света). Такая трактовка немного пересекается с тем, что мне было известно и ранее об условных ППР и ПЛР (последний — усиление собственного эго вместо приближения к Б-гу путем уподобления свойств; становление божеством вместо слияния с Творцом). Гитик называет таких деятелей «колдунами»; в принципе, достаточно релевантный термин (они и сами себя зачастую так величают).

З.Ы. Любопытное наблюдение: невзирая на столь разительный контраст философских основ этих двух подходов, конкретные практические техники порой схожи до состояния смешения. Вот, допустим, несколько наивный пример на тему выбора «поручителя» и получения гарантий возвращения долга (впрочем, приведенный там вариант «уплаты» в виде шидуха для дочери не вполне равноценен взятому в долг, ибо желающие жениться на дочери миллионера разве что в очередь не становятся и без всяких «гарантий»:)) Мне известна ровно такая же техника, только с иным, так сказать, «гарантом», — но все остальное там идентично, вплоть до запрета принимать запоздавший возврат долга и использовать его на увеличение собственного благосостояния. Сама я такое не практикую, но некоторые смельчаки отзывались как о весьма действенном способе. Что, впрочем, объяснимо: «Одно напротив другого сотворил Вс-вышний», и основные черты духовных практик в контексте одной и той же реальности схожи. Так и Бильам приносил жертвы, подобно праотцам, хотя его намерения, разумеется, кардинально отличались от устремлений родоначальников еврейского народа.

Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments