nibaal

Category:

От Новгорода до Резекне: эпизод из жизни Уршули Нарбут-Харжевской

В контексте моих генеалогических изысканий напишу также пост о том, как много ошибок и разночтений порой закрадывалось в документы более чем вековой давности. После того, как в ЦГИА СПб удалось ознакомиться с личным делом моего прапрадеда, Павла Устиновича Харжевского, я стала охотиться за сведениями о прапрабабке, Уршуле Казимировне Харжевской, в девичестве - Нарбут. К сожалению, в Литовском государственном историческом архиве помочь мне ничем не смогли - там отсутствовали какие-либо сведения о Харжевских, не было никакой информации и по их метрикам. Национальный исторический архив Беларуси также сообщил, что соответствующие документы, если даже они когда-то существовали, не сохранились. Тем не менее, удача все же улыбнулась мне...спустя пять лет после нахождения в архиве данных о прапрадеде, причем и на сей раз путь мой лежал в ЦГИА СПб, поскольку именно там, в фондах Управления петроградской сети общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, нашлось личное дело Уршули. Я долгое время упрашивала передать его в читальный зал на ул. Псковской, работающий по понедельникам до 20.00 (в другое время не было возможности прийти и ознакомиться с ним), и вот, в начале марта это, наконец, свершилось: я наконец дорвалась до материалов дела, и теперь могу рассказать об увиденном.

Фотографий, к сожалению, сделала всего ничего: только четыре штуки, и причиной тому послужило ужесточение порядков в архиве. Раньше, в 2016-2017 годах, когда я просматривала там дела (не только по прапрадеду, но и по Швернику), иможно было преспокойно фотографировать из них любые данные, какие только захочу. Теперь все изменилось: как только посетитель начинает тянуться к смартфону, к нему тотчас же подскакивает сотрудник читального зала и предлагает раскошелиться по 26 рублей за страницу, в противном случае съемка запрещается. Получается, что фотографируя собственным смартфоном, я обязана оплачивать архиву деньги непонятно за что. Какая именно услуга предоставляется мне в данном случае? Если услуга состоит в выдаче дела для просмотра, то она бесплатна по определению. Если же это копирование, то его проводит пользователь за свой счет и своими средствами. ВС РФ такие ограничения признает незаконными, но считается, что этим незамысловатым способом архивы могут поправить свое финансовое положение. Неясно одно: неужели пять лет назад это положение было лучше, чем сегодняшнее, поэтому раньше разрешалось фотографировать бесплатно, а теперь эта роскошь стала недоступной?

Как бы то ни было, пришлось сперва просмотреть все дело, и лишь затем выбрать страницы для фотографирования. Само дело было тоненьким, 12-страничным, б0льшую часть занимал т.н. "формуляр здоровья", который не представлял для меня особенного интереса, а то, что оказалось информативным, я запечатлела:

Если сопоставлять со сведениями, полученными из дела прапрадеда, то видны следующие расхождения:

1. День рождения Уршули: в деле Павла Харжевского фигурировали такие даты, как 16 сентября 1880 года и 20 сентября 1881 года:

Здесь же все однозначно: дата рождения указана как 20 сентября 1881 года.

2. Дата заключения брака: в деле Павла Харжевского указана как 08 января 1901 года:

А в деле Уршули Харжевской - 8 января 1904 года. Очевидно, это банальная описка: к 1904 году в семье уже было двое детей, которые явно не являлись незаконнорожденными. Кстати, в датах рождения детей никаких разночтений нет - видимо, к этому вопросу относились серьезнее, либо от возраста детей зависили какие-то преференции, поэтому его учитывали строже. При этом моя прабабка Мария, родившаяся в 1919 году, даже не имела свидетельства о рождении, и, бомбардируя после войны петербургские ЗАГСы запросами о выдаче этого документа, в итоге его так и не получила (сведения о соответствующей записи акта не сохранились).

В целом, ожидаемых открытий я в ходе изучения материалов не сделала: в деле отсутствовало даже упоминание о семье Нарбутов, к которой принадлежала Уршуля, а в графе "место рождения" значилось: "Ковенская губерния", хотя у того же Павла, в частности, соответствующая запись содержала существенные уточнения. Ковенская губерния-то большая - куда дальше копать? Впрочем, одна зацепка все же нашлась - о ней расскажу далее.

Исходя из просмотренного, в 1907-м, к моменту поступления Уршули на службу (должность: "переездная сторожиха", дежурный по переезду) у нее уже было трое детей, причем младшей, Анне, не исполнилось и двух лет. Как она умудрялась еще и работать с ними - уму непостижимо. Очевидный факт: занятость женщин в труде или обучении конкретным образом влияла на репродуктивную стратегию семьи: после Анны детей не было целых пять лет, и лишь в 1911-м родилась дочь Эмилия. К тому времени прапрабабка уже уволилась с железной дороги - согласно формулировке в деле, "в связи с переездом мужа на другой околоток". Затем, когда Уршуля, по всей видимости, снова стала домохозяйкой, дети рождались часто: в 1914, 1916 и 1919 годах (позже их уже не было в силу далеко не юного возвраста супругов). Годовой оклад Уршули на должности устанавливался равным 48 рублям.  

Также выяснилось, что мещанка Уршуля Харжевская, как и многие женщины того времени, была неграмотной, и вместо подписи ставила крестик, а прошения за нее писали рабочие, которые грамоту знали. Странно, что Павел, который писать и читать умел, ее не обучил сей нехитрой науке. Хотя, возможно, ей и самой не шибко-то надо было. Еще любопытно, что в деле Павла есть его фотография - такой серьезный господин с усами, а женщин, получается, на личные дела даже и фотографировать не считали нужным. Правда, из архива покойного дела у меня все же сохранилась одна ее фотография, но она довольно плохого качества - на ней маленький дед сидит у Уршули на коленях:

На шестом листе дела обнаружилась та самая зацепка, о которой я упоминала - нет, не имя матери Уршули Харжевской (именно его я и надеялась отыскать, но хотя бы место ее жительства. 

В своем прошении, которое подшито в дело, Уршуля сообщает, что ее мать тяжело больна, в связи с чем ходатайствует о десятидневном отпуске и выделении бесплатного билета, чтобы доехать от станции Новинка (там родилась моя прабабка, Мария Харжевская-Бахмендо) до станции Режыца (Рѣжица?) и обратно. Прошение датируется мартом 1908 года, и Управление Санкт-Петербургской сети железных дорог принимает решение выдать просительнице бесплатный билет, вычтя его стоимость из ее оклада (товарищи знали толк в гешефтах:)) Оформили Уршуле представление об увольнении в отпуск с 27 марта 1908 года, постановили вычесть эти четыре рубля за билеты из оклада, и отправилась моя прапрабабка к матери в Режицу.

Режица - это нынешний латышский город Резекне, Польше он никогда не принадлежал, поэтому содержащееся в протоколе допроса утверждение Станислава Харжевского о том, что до 1905 года в Польше оставалась его бабка по матери, едва ли соответствует действительности, ведь эта бабка до 1908 года проживала в Режице, куда и поехала к ней Уршуля, чтобы проведать. Если ее тяжелая болезнь в 1908 году окончилась трагически, то появляются вполне конкретные данные для поиска: запись о смерти, сделанная в 1908 году (вероятно, в первой его половине) о женщине с фамилией Нарбут (нарбутт), проживавшей в Режице. От этого уже можно будет пляскать дальше. На данный момент это не самая глубоко раскопанная мною линия - по семье Бахмендо я дошла аж до седьмого поколения (знаю имя прапрапрапрадеда). Любопытно, что в статье на Вики написано о существенной роли еврейской общины в жизни города:

"В 1913 году евреям принадлежали аптека, все 6 складов аптечных товаров, все 5 булочных, 4 гостиницы, обе фотомастерские, все 3 парикмахерские, единственная кофейня, все 5 часовых мастерских, трактир, около 200 лавок и магазинов в Резекне (в том числе 55 бакалейных, все 15 галантерейных, все 12 табачных, все 23 мануфактурные). Евреями были все 6 лесопромышленников и единственный скототорговец в Резекне; один еврей сдавал меблированные комнаты…<…> В 1920-30-х годах в городе действовали отделения различных еврейских партий и организаций. Имелось 11 синагог, в том числе хасидские». После войны в Резекне вернулось несколько сот евреев, воссоздавших общину. В этническом плане город во время Российской Империи был преимущественно еврейским."

...Порой изумляюсь: как причудливо тасуется колода, сколько неожиданных совпадений с нашей действительностью таят в себе дела давно минувших дней...Ведь и с Новгородом Резекне кое-что связывает: есть легенда, что в пору расцвета древнего Новгорода отряды новгородцев столкнулись под этим городом с литовскими князьями, и версия о состоявшемся между ними сражениями подтверждается археологическими раскопками. Если мировая ковидиотия когда-нибудь закончится, нужно будет обязательно посетить это место.

promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.