В ответ я изобразила
Однако, придя домой, и окольными путями, совершенно позабыв о вопрошавшем нас дедушке, я стала произвольно переходить по ссылкам, в конце концов открыв "Волю к власти":
"Нигилизм представляет собой патологическое промежуточное состояние ( — патологична огромность обобщения к полному отсутствию смысла — ): в данном случае либо продуктивные силы не имеют еще надлежащей мощи, либо декаданс еще медлит и его вспомогательные средства еще не изобретены им.
Предпосылка этой гипотезы: нет никакой истины; нет абсолютных свойств вещей, нет «вещи в себе». — Это само по себе только нигилизм и притом крайний. Он видит ценность вещей именно в том, что этим ценностям не соответствует и не соответствовало никакой реальности, но что они представляют лишь симптом силы на стороне устанавливающих ценности, упрощения в целях жизни.
Ценности и их изменения стоят в связи с возрастанием силы лица, устанавливающего ценности.
Степень неверия допускаемой «свободы духа» как мерило возрастания силы.
«Нигилизм» как идеал «высшего могущества» ума, избытка жизни, частью — разрушительный, частью — иронический.
Что есть верование? Как возникает оно? Всякое верование есть признание чего-либо за истинное.
Крайней формой нигилизма был бы тот взгляд, что всякое верование, всякое признание чего-либо за истинное неизбежно ложно, ибо вовсе не существует истинного мира. Следовательно — это иллюзия
перспективы, источник которой заключен в нас самих (поскольку мы постоянно нуждаемся в более узком, сокращенном, упрощенном мире).
А затем мерилом наших сил служит то, в какой мере можем мы, не погибая от этого, признать эту иллюзорность и эту необходимость лжи.
Такой нигилизм как отрицание истинного мира, бытия, мог бы быть божественным образом мысли."
Будь дедушка-коммунист вдумчивым читателем, он бы непременно нашел ответ на свой вопрос.
Journal information