Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Иудейская традиция в изображениях, и кое-что о понимании

Знакомясь с какой-либо мировоззренческой системой, первоначально начните изучать язык, на котором написаны основные ее тексты и на котором говорят носители - тогда вам будет куда проще. В противном случае, как цитируют наши лепшие друзья, есть вероятность "вылететь оттуда, подобно стреле из лука", так ничего толком и не поняв. Язык дает хорошего качества привязку к первоосновам, не искаженным переводом смыслов (последний, даже если выполнен грамотно - что большая редкость, все равно не в состоянии передать особенности содержания надлежащим образом).

Олсо, уподобилась первокласснику, пишу буквы и учу огласовки, параллельно знакомясь с вещами чуть более интересными. Так, например, становятся значительно более ясными комментарии, а до понимания отдельных моментов пытаюсь дойти своим умом. В частности, из прочитанного об Эстер (в Ветхом Завете она - "царица Эсфирь") вынесла, что Аман амалекитянин, мерзость которого была явлена царю, не смог удержаться и пал, как до того пал и его покровитель, вследствие слишком сильного приближения к сиянию высшего мира, будучи вознесенным к первым трем сфирам. Там говорится, что, хотя Аман (как и Змей) связан с древом познания добра и зла (а значит, и с "провалившейся" сфирой Даат, которая "Знание"), но его духовный источник располагается выше - в Бине ("Понимание") - поэтому и понадобилось вешать преступника на дереве высотой 50 локтей, что символизировало "50 врат Бины".

Следовательно, то, что именуется "клипой Амалека" - суть анти-Бина, и, если найти ее на дереве Клифот, то это будет Хошех (חשך) - "Тьма" [наверное, некоторые еще помнят из лекций про "тьму египетскую" - "тошех Мицраим"]. Ну и также можно вспомнить Адама в Ган-Эден, который, уступив соблазну, вкусил плод дерева познания и согрешил (метафорически - "сфира Даат низверглась в клипот"), хотя раньше питался от Бины. Тем самым история Амана продолжает историю грехопадения, показывая, что источники зла одни и те же.

Наверное, закончу сегодня последнюю лекцию, которую нам читали на семинаре. Ее автор - Айзек Рохлин, художник, более подробно о нем можно прочитать здесь. На экране проектора он демонстрировал древнееврейские фрески, объясняя, что означает та или иная сцена. Заранее прошу прощения, во-первых, за качество фотографий (на олимпусе кончилась карточка, и мне пришлось снимать на мыльницу), а во-вторых, за неточности и явные ошибки описании (память моя несовершенна, записи весьма скудны, и вообще я профан редкостный).


Самая уничтожаемая материальная культура, - говорит Айзек Рохлин, - это культура еврейская. Большинство фресок - росписей по сырой штукатурке - давно уже кануло в лету, и лишь в редких случаях удается их откопать, восстановить и понять, что же было изображено. Очень ценной в этом отношении стала находка древней синагоги Dura-Europos в Сирии, основанной в третьем веке до нашей эры [где-то в комментариях обретались личности, отрицавшие очевидное, в т.ч. утверждавшие о вторичности иудаизма по отношению к остальным монотеистическим верам. Что вы скажете на это? - Ж.Н.] Теперь посмотрим фрески.

1.

Плохо видно, но все же - здесь изображена история добывания воды в синайском турпоходе(с)КОБ скитаниях народа по пустыне. 12 колен израилевых стоят неподалеку, они то ли радуются, то ли так изображен их страх по поводу того, что воды на всех может не хватить ("Будем считать, что они радуются", - сказал Айзек Рохлин). В центре - Моше (Моисей), ударяющий посохом в бесплодную землю, откуда идет вода, которой хватает, чтобы напоить весь народ (12 ручейков).

2.

Здесь мы сталкиваемся с семультативным методом, предполагающим наличие в одной картине нескольких сцен. Специфика в том, что главный персонаж всегда больше остальных. Изображен Храм, стилистически он греческий (видны колонны), в центре стоит первосвященник (коhэн гадоль), слева от него - левит (они пели в Храме), справа - ведут животных для жертвоприношения (теперь очистительных жертв, за отсутствием Храма, не приносят, вместо них - молитва). Кодеш hа-кодашим, святая святых, вынесена вниз.

3.

А тут речь идет об описанном в Книге Царств случае. Филистимляне отняли у евреев Ковчег завета и поставили в храм Дагона. На следующее утро божок был разбит - причем, как мы видим на фреске, не просто разбит, а раздроблен на мелкие кусочки и раскидан по территории. Напуганные идолопоклонники ставят Арон а-кодеш на телегу и возвращают евреям.

4.

Помазание Давида.

5.

Эстер и Мордехай.

6.

Иллюстрация к восстанию из мертвых. Стоят ангелы Михаэль и Габриэль; мученики, погибшие за веру, возродятся; восстание из мертвых начнется на Масличной горе (символ - дерево на горе).

7.

Синагога IV века, предметы религиозного назначения: совок - им вносили угли с благовониями в Йом-кипур; шофар - для трубления в рог в Рош-hа-Шана (согласно Мидрашу, Машиах придет, когда будут трубить в рог); менора - символ Храма; Ковчег завета.

8.

Зооморфные символы, птицы. Или это аллюзия на Ган Эден, или изображение души как птицы (2 души - животная, нефеш и высшая, нешама).

9.

Лев - Иеhуда, мощь и власть Всевышнего.

10.

12 знаков зодиака - 12 колен Израиля. Следует обратить внимание, что, чем выше был уровень религиозности, тем более демократично относились евреи ко всяким зодиакальным символам, "солнышкам на конях" и прочее [к эзотерическому знанию тоже - Ж.Н.]. Только некоторые маргинальные группы говорили - "не изображай", но в основном евреи всегда изображали; такого запрета на рисование живого, как, например в исламе, здесь нет. Однако, когда религиозность приходила в упадок, мудрецы даже собственноручно спиливали все такие изображения, т.к. "евреи бегали за идолами".

11.

В одной картине несколько эпизодов:
1. Адам называет животных, 2. Из Адама появляется Хава [помните, наверное, пояснение к этому]; они со Змеем; шьют себе одежды; Изгнание, 3. Каин, 4. Ноах, 5. Моше и горящий куст, 6. Моше в Египте, 7. Моше показывает фараону чудо с посохом [аналогичное сделали и египетские жрецы, с помощью сил Другой стороны - Ж.Н.], 8. "Фараон, отпусти народ мой".

12.

Мудрецы в подвале рассказывают агаду; приходят их ученики и говорят - "Рабатаим, уже рассвет!". Слева - бытовая сценка, муж и жена. Надпись: "морор зе" (מרר זה )- "горечь это", и изображение горькой травы - как бы намекает, что "жена бывает горче горького".

13.

Слева - толпа и Моше, символ выхода из плена - ягненок. На башне - египтяне, евреи уносят их золото. Это история исхода. Справа - человек с фужером и семья на осле. Это изображение Мидраша, в котором пророк Илияhу является соблюдающим евреям и спасает их от доносчика, забирая в будущее.

Тринадцать картинок - как раз по числу тринадцати принципов иудаизма, составляющих основу мировоззрения людей этой традиции. Кто хочет расшифровывать остальные изображения - милости прошу в альбом, их там еще много:))
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments