Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Тора и коханим

Оригинал взят у trueview в Тора и коханим
Тора (букв. «учение, закон») — главная Книга евреев. Согласно традиционной религиозной точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея. Сефер-Тора (ивр. סֵפֶר תּוֹרָה‎, `Книга Закона`) — пергаментный свиток с текстом Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге (см. недельная глава), является наиболее священным предметом еврейского религиозного культа. Для хранения используется футляр из ткани или дерева, а сам Сефер Тора хранится в особом шкафу (Арон кодеш), помещённом на центральном месте в синагоге.


Согласно Талмуду, Библия предписывает, чтобы каждый еврей владел свитком Торы. Даже если еврей унаследовал свиток Торы от отца, он, тем не менее, обязан иметь свой собственный свиток. Еврей может заказать свиток Торы у писца или купить готовый свиток, однако «тот, кто пишет Тору сам, как бы получил её на горе Синай». Согласно Талмуду, тот, кто исправил хотя бы одну букву в свитке Торы, как бы написал весь свиток, из чего развился обычай, который наделяет каждого еврея правом символически исполнить заповедь написания собственного свитка Торы. Писец пишет первый и последний параграфы в свитке только контуром, и работа завершается церемонией сиюм Тора («Завершение Торы»), на которой каждый из присутствующих удостаиваются чести обвести одну из букв по контуру или формально поручить писцу сделать это от его имени. Со свитком Торы следует обращаться с особым почтением и благоговением. Когда свиток Торы выносят из синагоги, следует вставать; вошло в обычай благоговейно кланяться или целовать футляр Торы, когда свиток проносят рядом. К пергаменту запрещено прикасаться руками, поэтому при чтении свитка пользуются особой указкой (яд). Свиток Торы можно продавать только в том случае, если нельзя иначе приобрести средства на женитьбу, учёбу или выкуп пленных. Если свиток случайно упал на пол, община обязана поститься на протяжении всего этого дня. Ради спасения свитка Торы и даже синагогального ковчега (хранилища свитка) разрешено и даже предписано нарушить субботу.

Впервые публичное чтение священного текста «Книги Торы» упоминается в связи с реформой царя Иосии (Иошияху) (622 год до н. э.) (4Цар.22-23; 2Пар.34:14-33). Контекст, в котором упоминается «Книга Торы», позволяет предположить, что речь идёт не о Пятикнижии в целом, а лишь об одной из его книг — Второзаконии. Точно так же, когда в литературе периода вавилонского пленения говорится о «Книге Торы» или «Книге Моисея», контекст свидетельствует о том, что подразумевается книга Второзакония. В самом Пятикнижии название «Книга Торы» встречается только во Второзаконии и всегда подразумевает само Второзаконие.

Одно из значений шумерского слова TAR [tar; tarar "to cut down; to untie, loosen; to cut; to scatter, disperse; to decide"]«развязывать, распускать; раскручивать»

Коэны или кохены (ивр. כֹּהֵן‎, мн. ивр. כֹּהֲנִים‎, коаним) — еврейское сословие священнослужителей в иудаизме из рода потомковАарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений. Этот термин в Библии применяется также и к жрецам языческих культов.

Спустя год после Исхода из Египта было завершено сооружение Скинии. Скиния была призвана играть важную роль в осуществлении возложенной на сынов Израиля миссии, включавшей установление форм служения Единому Богу. Среди двенадцати колен в Пятикнижии особо выделено колено Леви (из которого происходили и Моисей с Аароном) как наиболее достойное и богобоязненное. Так, например, Моисей провозглашает левитов воинством веры, которое карает отступников мечом.

По велению Бога, левиты в Скинии должны были исполнять вспомогательные функции. В то время, как само священнослужение —жертвоприношения, воскурение фимиама, благословение народа и прочее — заповедано исполнять Аарону и его сыновьям. Они и их потомки становятся священниками израильтян — коэнами. Для них и их рода священство отныне стало «уставом вечным». Из числа коэнов выбирался Первосвященник (коэн гадоль), который раз в году в Йом Кипур входил в Святая святых (Кодеш ха-Кодашим), где хранился Ковчег Завета.

Обязанности коэнов служить Всевышнему в Храме, который носит название «Дома Святости» (Бейт ха-Микдаш), налагают на них ряд особых ограничений:

И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя [прикосновением] к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему ...можно ему [прикасаться], не оскверняя себя; ...Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу; ...Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы Богу своему. Святи его, ибо он приносит хлеб Богу твоему: да будет он у тебя свят, ибо свят Я Господь, освящающий вас. (Лев.21:1-8)

Коэны не должны осквернять себя прикосновением к мертвецам (за исключением ближайших родственников) и они должны избегать даже пребывания под одной крышей с мёртвым телом. Наличие ряда перечисленных в Пятикнижии телесных пороков лишает коэна права совершать жертвоприношения в Храме.

Под страхом духовного истребления (карет) коэну, осквернившемуся прикосновением к нечистоте или поражённому ритуально нечистым недугом, запрещено вкушать «от святынь Израилевых». Закон Торы запрещает коэну брать в жёны следующих женщин:

халала — дочь коэна, рождённую от запретного для её отца брака, — например, от союза коэна с блудницей или разведённой;
зона — блудницу, под эту категорию подпадают также женщины, имевшие запрещённые связи вне брака;
гийорет — женщину, принявшую иудаизм. Коэн может жениться лишь на еврейке по рождению;
груша — разведённую.

Первосвященнику (Коэн гадоль) запрещается брать в жёны и вдову.

Считается, что слово кохен — «священник» происходит от глагола кохан  «быть священнодействующим», «совершать священное служение», т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. В арабском языке есть родственное слово кахин, имеющее значение «предсказатель», «оракул», «прорицатель». В доисламской Аравии кахин — духовный руководитель определенной группы людей, человек, якобы общающийся с божеством или его посланниками, ангелами или демонами. Кахины были важными фигурами в общественной жизни арабов, входили в совет племени, часто бывали его вождем, к ним обращались за помощью для принятия важных общественных и бытовых решений. Во время экстатических сеансов кахин передавал сведения, полученные от джинна. Кахины объявляли будущее, предсказывали катаклизмы, объясняли сны и т.д. В VII в. некоторые аравийские пророки («лжепророки») сначала были кахинами. Многие соотечественники видели кахина и в Мухаммаде. Да и сам пророк испугался, что становится кахином, когда к нему стали приходить откровения. Как бы ответом на свои сомнения и сомнения соплеменников стали аяты Корана, где специально декларируется, что Мухаммад — не кахин и не одержимый, а посланник Аллаха и пророк. Ислам признает за кахинами способность знать с помощью джиннов сокрытое, однако мусульманские богословы считают, что после начала посланнической миссии Мухаммада обращение к кахину теряет смысл. Хадисы содержат строгий запрет прибегать к услугам кахина даже для мелких гаданий. Тем не менее, представление об их прежней роли сохранялось: гораздо позже ал-Масуди (X в.) и Ибн Хальдун (XIV в.) выделяли кахинство как высшую после пророчества стадию приобщения людей к знаниям потустороннего мира.

В турецком языке kahin  — «оракул»  Предложу шумерскую версию происхождения слова кохен, кахин:

кохен, кахин = шумерск. *KAG EN < KAG [ka "mouth" Akk. pû]  «рот»  + EN [en "a priest"; en; u3-mu-un; umun "lord; master; ruler"; en2 "incantation, spell"] «жрец, священник; господин, владыка, повелитель; колдовство, волшебство; чары, заклинание; заколдовывать, околдовывать, накладывать проклятье (на кого-л.); очаровывать». Возможно, в сербском языке с шумерским kag [ka] «рот» связан глагол казати «сказать», а в русском — «сказать». 

© TrueView



Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment