Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Отрывки из дискуссии о терафимах

Не так давно довелось мне стать не то чтобы участницей, но, по крайней мере, очевидцем интереснейшей дискуссии о методах изготовления терафимов и о смысле этого занятия (как обычно и случается, обнаружение источника мудрости совпало по времени с написанием поста о золотых пластинках). Причина, по которой эта кулуарная тема вдруг выплеснулась на страницы ЖЖ, прозаична - должно быть, все слышали вольное сравнение зиггурата и лежащей в нем мумии с христианской традицией почитания "святых мощей", о чем господин Путин имел неосторожность объявить во всеуслышание. Юзер stariy_khren, чьи познания в этой области мне показались поистине необъятными, доступным языком и просто-таки до умопомрачения занимательно излагал свой взгляд на практики, принятые в древнем мире и связанные с манипулированием сущностями. Слог автора и содержание его комментариев я нашла превосходным, предложив ему обобщить все сказанное в брошюрке или статье, но он отказался, сославшись на узость темы, отсутствие сколько-нибудь широкой аудитории, интересующейся подобными вещами, а также опасность "шельмования" (от которой, увы, нынче никто не застрахован, особенно учитывая обострившееся у обывателя ПГМ в различных стадиях). Конец немного предсказуем - пост, в комментариях к которому велось обсуждение, внезапно оказался удален, а выцепить комментарии через кэш Яндекса я не смогла (вероятно, они там не сохранились). Добрейший rodom_iz_tiflis прислал мне на e-mail избранные отрывки, которые я публикую для тех, кто, подобно мне, склонен трепетно относиться к проявлению столь глубокой эрудиции.

stariy_khren
Сердце по идее оставляли. Но не всегда. Иногда не получалось, иногда путали (на ощупь) с другим органом и вынимали, иногда оно разрывалось, иногда просто не знали, что его надо оставлять...
Кроме того, существовало много разных технологий мумификации - и попроще, и посложнее. Да и практиковали этот обряд на протяжении нескольких тысяч лет по всему региону, а за это время сменилось много религиозных концепций и конкретных трактовок отдельных положений в отношении процесса мумификации.

Единственное, что сохранялось неизменным, так это общее представление о сути и задачах мумификации - дать бессмертной душе Ба полноту пребывания в загробном мире, возможность активно действовать в "плотных" его частях, где помимо Ба - как бы бестелесной, чисто информационной сущности - требовалась и более "весомая" составляющая - животная душа Ка, образ-фантом которой и поддерживался существованием мумии.

В этой связи конкретный "рецепт" мумии не был сакральным сам по себе, но лишь в контексте выполняемой мумией задачи.

Мы в основном имеем представление о мумификации лишь по трудам Геродота и Диодора, которые во многом были не точны в своих описаниях. Косвенные источники и результаты современных исследований мумий дают гораздо более полную и весьма разнообразную картину.

В частности, в литературе почти не упоминается технология, по которой внутренние органы после изъятия и обработки заворачивались в бумагу (в папирус) и снова закладывались в тело - без использования каноп. А эта технология была весьма распространена. Так же мало написано про поздние и переферийные варианты мумификации, когда процесс во многом утратил первичную "натуральность" и уже во многом носил чисто символический характер. Почти ничего нет на тему дифференциации технологий по сословной принадлежности египтян (если не считать упоминаний у Геродота) и по особенностям технологии у других народов, находившихся в орбите египетской культуры.

В частности, в некоторых областях (я это упоминул выше) через рану вынимали сердце, что свидетельствует о весьма широкой трактовке канонических положений.

Касательно Ленина. Когда я говорил о египетской традиции, которой следовал Збарский, то, в первую очередь, имел в виду ее отличие от традиции терафим - и по самой технологии, и главное по идеологии, по магической сущности.

Разумеется, Ленина не заворачивали в виссоновые ленты, не срезали подметки, не выдерживали 70 дней в натре, и не доставали мозг через нос... Но общая канва технологии, общий смысл процесса и пр. были именно египетскими. Разумеется, полностью повторить технологию и не пытались, поскольку изначально мумия предназначалась для публичного осмотра, что уже не позволяло полностью следовать даже Геродоту.

Збарского можно считать первопроходцем в деле мумификации Нового времени, поскольку к моменту работы с Лениным практиковались только изготовление терафим, весьма своеобразное бальзамирование в моргах и консервация препаратов в хлороформе. Но ни то, ни другое, ни третье в случае с Лениным не подходило.

jnike_07
Все-таки кажется, что Збарский, Абрикосов и др., они имели что-то вроде сверхзадачи: не только забальзамировать, но и изучить мозг Ленина. Вскрывали-то они труп патологоанатомически. И мозг после трепанации черепа доставали целиком. Не случайно следом организовали институт мозга АМН. Кончилось это все скандальной статьей немецкого профессора Шпильрейна, написавшего, что такие же пирамидальные клетки имеются и у слабоумных. Может быть, правы были египтяне, ценившие мозг как субстанцию в трупе очень низко? Вообще, чувствуется, что медпрактика египтян не совсем обычного земного происхождения: все эти доставания мозга специальным крючком через ноздри, операции по трепанации черепа у живых людей, специфические техники анестезии.

polis100
Терафим не привязка человеческой души к своему телу, а "прошивка" сущности, не имеющей возможности воплотится в яви ("демона", подсадки) на физический носитель. Как джинн к кувшину. Весь процесс "производства" суть несколько ритуалов с разными целями. Человек в масле умрет от гипоксии раньше, чем растворится его тело, хотя, потом оно и раствориться (черти в "классическом" аду именно в масле и варят жертву, да и "Парфюмер" совсем недавно вышел). А это масло пойдет на ритуалы в храмы и в питание.

stariy_khren
На счет "прошивки" сущности, не имеющей возможности воплоиться, это лишь одна из трактовок. С точки зрения магических "технологий", это, безусловно, возможно. Но касательно исторической практики, здесь есть возражения против такой трактовки.

Терафимы изначально - еще в контексте хурритских традиций, в рамках которых и сформировалась практика терафим - были персонализированы табличкой с именем, клавшейся в рот (либо под язык). Имя - это мощный инструмент для магического контроля именно конкретной души, конкретного духа/сущности. Особенно в контексте верований и практик того региона. И имя это - своебразная "симкарта" для терафима - всегда принадлежало именно тому человеку, из которого делали терафим. Следовательно, изначально предполагалось "привязать" к терафиму именно его собственную душу - Ба (по египетской терминологии), а не какую-то абстрактную сущность. В противном случае имело бы смысл писать имя того духа/сущности, которую хотели закабалить, а не имя "терафимизируемого" человека. Случаев "перепрограммирования" терафим также неизвестно. Физическое разрушение терафима или лишение его такой таблички с именем неизбежно влекло к утрате контроля над душой/духом. Кстати, характерно, что иудеи библейского времени в случае такой необходимости терафимы закапывали, но не уничтожали, поскольку боялись мести со тороны освободившегося духа.

"Человек в масле умрет от гипоксии раньше, чем растворится его тело".
С этим никто не спорит. Но, во-первых, применялось не чистое масло, но с большим количеством различных "присадок". Масло это лишь основа "маринада". Во-вторых, процесс не заключался в банальном привязывании человека погорло в бочке с маслом, но включал несколько манипуляций на еще "прижизненной" стадии. Воздействие раствора (не исключено, что периодическое, а не постоянное) было лишь управляемым фактором медленного разрушения организма. Неподвижно в масле организм лишь окончательно растворяли. Но сама "терафимизация" происходила на стадии полусмерти, задачей которой было максимально нарушить и растянуть во времени естественный процесс "отхода" души.

Очень упрощенной и очень отдаленной аналогией процесса может служить такой пример.
Представьте, что у вас есть любимая ваза. Если ее просто разбить, то ваша "любовь" к ней перейдет в некую иную плоскость, в область воспоминаний, а ваза отправится на помойку... Ваша "любовь" утратит материальный носитель, утратит физическую локализацию - "привязку" к физическому объекту "зесь и сейчас". Настолько утратит, что вы собственноручно отнесете на помойку то, что еще два часа назад было вашей любимой вазой... Если же вазу не разбивать, но регулярно ее царапать и делать сколы, откалывать части и снова склеивать, то можно добиться того, что вы будете продолжать "любить" уже груду осколлков либо самый большой осколок, но "любовь" ваша будет находиться не в пространстве воспоминаний, как в первом случае, но именно "здесь и сейчас", в яви. Вы будете считать, что этот потрепанный осколок - это и есть та самая ваза. Вы как бы не заметите, что ваза уже давно разбита и основная часть ее давно выброшена на помойку... Т.е. вазы как таковой (выполняющей свои функции - собственно вазы) уже нет в принципе, а ваша "любовь" к ней продолжается не в памяти, но как к существующему в пространстве и времени физическому объекту...

Именно в этом суть терафим - обмануть душу Ба, заставив ее продолжать воспринимать мумифицированную голову, как свое бывшее живое вместилище. И в этом же отличие от египетских мумий - там такого обмана и насилия над душой Ба нет.
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments