Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Возвращение. Оплот последней надежды

Этот пост продиктован не столько соображениями сугубо меркантильного характера, сколько необходимостью осмыслить некогда прочитанное. Автор в двух частях [1|2] пишет о Жизни простой семьи в типичном советском колхозе, не приукрашивая, но и не умаляя действительности; описывая все, как есть - спокойно и обстоятельно, без натужного пафоса, как бы подводя итог тому, из чего складывалась эта Жизнь - Жизнь с большой буквы. Не каждый сможет столько вынести, через сложности и передряги пройти и выжить, вопреки всему. Но ведь они, эти обычные граждане СССР, не были героями, и даже их прямые потомки порой не помнят их имен...Страшное повествование, до глубины души потрясающее своей, как ни странно, обыденностью, будничностью, тяжестью перманентного страдания. Не пожалейте времени (тем более, его потребуется сравнительно немного), ознакомьтесь - чтобы извлечь урок и уже никогда не позволить повториться этому кошмару.

Что касается непосредственно вопроса о возвращении - повествование, предлагаемое вашему вниманию, связано с ним лишь косвенно, но, тем не менее, в общих чертах описать продолжение своих поисков я считаю необходимым. Как знать - не исключен вариант, что кто-то в дальнейшем пойдет по моим стопам, но исследовать будет уже свою собственную генеалогию, пользуясь некоторыми моими наработками.

С целью развеять иллюзии, возникновение которых неизбежно в ситуациях, подобных моей, я решила исследовать также прямую материнскую линию - до тех пределов, до которых ее вообще целесообразно было изучать. В моем случае следовало "раскапывать" до середины XIX в., поскольку далее следы граждан (тем более женщин), проживавших на территории Новгородской губернии, теряются во мгле веков. К тому же, отдельно взятую женщину крестьянского сословия, жившую конце позапрошлого века, идентифицировать нелегко, поскольку обычно дамы не имели фамилий, а только отчества (по ним и звались), либо же упоминались по имени своего мужа. Метрические записи сохранились далеко не во всех храмах, но даже имеющиеся метрики пребывают, увы, не в самом лучшем состоянии - потрепанные, с истершимися надписями, а их оцифровкой в наших архивах (в отличие от, например, архивов Польши) едва ли кто-то занимается.

Серьезной проблемой оборачивается также незнание местонахождения того храма, к которому относится тот или иной населенный пункт, поскольку крошечных деревенек, раскиданных по территории губернии (уезда, волости) - великое множество, и каждая из них находится в ведении конкретной духовной консистории, а какой именно - поди, догадайся. По идее, должен был существовать специальный документ (исповедальная роспись), позволяющий эту неопределенность снять - но не везде они сохранились. Так что, действовать пришлось методом тыка, поначалу просматривая все имеющиеся фонды.

Итак, по завету древних греков - "найди всему начало, и ты многое поймешь" - приступим к изложению полученных результатов и методов их получения.

...Первоначально, конечно, я опросила родных, чтобы составить примерную схему родословной. Моя бабушка по матери, свидетельство о рождении которой оказалось утраченным, сообщила, что свою бабку (то есть, мою прапрабабку) она помнит довольно-таки неплохо, да моя мать, будучи ребенком, ее еще застала. Вырисовывалась следующая картинка по прямой женской линии:
Untitled-1


Если моя прабабка Нина родилась в 1916 году, о чем помнили мои родственники, то очевидно, что ее мать, которая мне была известна под именем Полина, родилась где-то в конце позапрошлого века, и данные об этом содержатся не в ЗАГСе, а в метрике, ибо самих ЗАГСов, как и Советского Союза, на тот момент не существовало в природе. Следуя этой логике, в ЗАГСе мне удалось бы получить разве что свидетельство\справку о ее смерти - где, вероятно, могли содержаться и какие-то посторонние сведения - например, информация о национальности и месте рождения. Пообщавшись с матерью, я выяснила, что прабабка ее умерла в 70-х годах XX века в преклонном возрасте, полное имя ее - Полина (как вариант - Пелагея; звали и так, и этак) Яковлевна Степашихина, и жила она в районном центре Валдай. В Валдай я и направилась.

Удивительное дело: тамошние чиновники ЗАГСа оказались покладистыми и сговорчивыми, не потребовали от меня никаких документов, удостоверяющих родство, в отличии от ЗАГСа новгородского, где я некоторое время назад ругалась продолжительно, но, к счастью, небезрезультатно. Мне удалось раздобыть справку о смерти по форме №34, которую я и планировала получить:
AA291530


- и, кроме нее, еще и информацию, содержащуюся в записи акта гражданского состояния. Там было указано, что приходящаяся мне прапрабабкой Пелагея Яковлевна родилась в деревне Поддубье Валдайского уезда в сентябре 1884 года. Ценные сведения о месте рождения в конечном итоге направили меня по верному пути, а вот датам в таких случаях доверять не советую - они могут содержать ошибку, которая обойдется вам лишней тратой времени в архивах. Из этих данных можно было сделать вывод (как выяснится далее, не вполне верный), что прожила на свете Пелагея Яковлевна 95 лет. Вконец обнаглев, я попросила сотрудницу Валдайского ЗАГСа дать мне возможность сфотографировать запись в книге регистрации, но она в ужасе от меня отшатнулась, как от прокаженной, отказав в категорической форме. А ведь некоторые неудачливые соискатели алии рассказывали, что консул требовал от них предоставления именно фотографий книг ЗАГСа, и его ничуть не волновало, что в российских условиях сделать такие фото не представляется возможным. Остается только пожалеть этих несчастных...Как бы то ни было, мне оказалось достаточного и того, что удалось найти.

N.B. Естественное напоминание для тех, кто обнаружил наиболее удаленное звено в своей родословной и удостоверился в "надлежащей" национальности - не забудьте документально заверить всю цепочку родства хотя бы справками из ЗАГСа по формам №24, 28 и 34 (рождения, браки и смерть), если нет оригиналов документов. В описываемом случае это неактуально по вполне понятным причинам - никакого отношения к еврейству прапрабабка не имела, и дальнейшие поиски проводились мною из чистого интереса.

Пришла пора обращаться в Новгородский исторический архив, частой гостьей которого я стала в последнее время:)) В архиве я для начала запросила все дела на фамилию "Степашихина", и сразу же столкнулась с препятствием - в истребованных мною фонде и описи (валдайский горсовет, Р-493) почему-то не оказалось нужных дел, хотя, если верить картотеке, они там хранились. Выяснилось, что работники делали ревизию, и искомые дела переместились в Р-974, фонд валдайского райисполкома, который я в итоге и заказала. В делах, предоставленных мне для изучения, содержались материалы за 1937 год о лишении прапрабабки, Степашихиной Пелагеи Яковлевны, избирательных прав в связи с тем, что она...занималась торговлей. Сама прапрабабка излагает свою незатейливую биографию следующим образом:

Родилась в барской деревне Поддубье Дворецкой волости, в семье Якова Поварова, бывшего крепостного крестьянина, у которого, помимо нее - единственной дочери, в семье было еще четверо сыновей. Жили они очень бедно, обрабатывали землю, которой ощутимо не хватало. Арендовали эту землю у помещика Кононовича (информация о его имении, кстати говоря, встречается в Сети).

В 1906 году, будучи 22-х лет от роду, вышла замуж за Степашихина Алекcандра - каменщика - и переехала к мужу в Валдай (и здесь опять-таки вроде бы можно сделать элементарный вывод, что, достигнув в 1906 году возраста 22 лет, Пелагея родилась в 1884 году, как и говорили в ЗАГСе). Муж и его родня оказались, выражаясь языком оригинала "семьей очень пьющей", и Пелагея с детьми была вынуждена от них уйти "на квартиру". Чтобы добыть пропитание, сначала поступила работать к Лаврову, начальнику 9 участка, а затем, когда Лавров все бросил и уехал, стала "летом с детьми пахать пашню, а зимой печь баранки". Этими-то баранками она и торговала на базаре, обеспечивая себе и детям хлеб насущный, вследствие чего советская власть лишила прапрабабку избирательных прав. В своем обращении она просит наказание отменить, потому что "и меня на работу не берет никто, и детей моих учиться не пускают".

Гуманность тогдашних властей, как видим, превосходила все мыслимые и немыслимые пределы. Справедливости ради следует отметить, что, рассмотрев ходатайство, комиссия восстановила просительницу Пелагею в правах. А вот родному ее брату, чье дело я запросила, как только обнаружила фамилию "Поваров" в том же фонде валдайского райсовета, повезло меньше - точнее сказать, совсем не повезло. Русский крестьянин Сергей Яковлевич Поваров, 1877 года рождения, служивший городовым в Валдае при царской власти, в 1926 году был осужден и приговорен к лишению избирательных прав, а в 1938 году - арестован и расстрелян...Еще одна жертва кровавого молоха - казалось бы, даже имя репрессированного навсегда кануло в Лету - ведь даже моя бабушка, которой расстрелянный приходился двоюродным дедом, ничего о нем не знала до тех пор, пока я не начала эти поиски.

В его деле значилась точная дата рождения - 24 сентября 1877 года. По ней можно было ориентироваться, начиная изучать метрические книги.

Но метрики какого именно храма следовало запрашивать? Если не знать, куда относилась ныне не существующая деревня Поддубье, то открывалась чудесная перспектива перелопатить всю коллекцию - а это минимум семь церквей:

- Покровский собор Валдайского уезда
- Яжелбицкая церковь
- Короцкая церковь
- Наволоцкая церковь
- Котлованская церковь
- Городненская церковь
- Зимогорская церковь


Упоминались и другие, но найти нужную метрику в них было делом практически невероятным. В архиве мне посоветовали как-нибудь самостоятельно посмотреть по карте и сориентироваться - на каком расстоянии от того или иного храма находилось Поддубье, чтобы не перебирать бесконечно метрические книги. По мнению сотрудников, шанс обнаружить что-либо ценное в книгах Городненской, Котлованской или Короцкой церкви был наиболее высоким. Однако, вдоволь намаявшись с этими вероятностными играми ("какова вероятность вытащить из колоды карт туза пик?";)), я пришла к закономерному выводу, что ничего лучше светских ЗАГСов человечество еще не придумало для регистрации важнейших жизненных событий:))

Так я начала постепенно перебирать метрические книги разных периодов и церквей, попутно ища информацию на этот счет в Сети. Удалось почерпнуть кое-что любопытное:

Часовни, относившиеся к Короцкому приходу

В XIX веке в приход Покровской церкви с. Короцко входили деревни, относившиеся ранее к Короцкому погосту: Бор, Кобелево, Лисичино, Фалево и Каменка (из них до наших дней дожила только д. Бор), а также близлежащие деревни бывшего Городненского погоста: Полосы, Гагрино, Середея, Подберезье, Козьяки, Макариха, Глебово и Поддубье. До 1835 г в их число входила и Ситенка, а до 1851 г – и такие довольно удаленные деревни, как Крестовая и Моисеевичи. Но затем, по причине отдаленности от Короцко, в Моисеевичах была построена Варлаамовская церковь и д. Крестовая отошла в приход д. Моисеевичи. Во многих деревнях прихода были часовни, всего их было десять. К 1937 г. все они были закрыты.
[...]
Сельцо Поддубье - самое дальнее селение прихода, в 12 верстах от Короцко. Оно стояло на плохой проселочной дороге, ныне заросшей, из Середеи в Моисеевичи, в 5 верстах к западу от Середеи, на открытом возвышенном месте. Около сельца росло много дубов."


И верно - взяв метрическую книгу Короцкой церкви за 1871-1880 годы, я обнаружила там запись о рождении брата прапрабабки, того самого Сергея Яковлевича Поварова, впоследствие расстрелянного:

Фонд 493 опись 2 дело 43 стр. 153
Короцкая церковь Валдайского уезда Новгородской духовной консистории
дата рождения: 22 сентября, крещение - 25 сентября.
Имя: Сергiй
Родители: деревни Поддубье крестьянин Яков Никитич и его законная жена Евдокия Сидорова, оба православные.
Воспреемники: крестьянин деревни Ельников Ермолай Сидоров и крестьянская девица Александра Ефимова.


[Фотографировать материалы в новгородском историческом архиве не разрешают, поэтому проиллюстрировать сказанное мне нечем]

Собственно, конец надежды поисков. По материнской линии мне удалось добраться - в прямом смысле этого выражения - до седьмого колена (отчество прапрапрабабки позволяет идентифицировать ее отца:)), и в расовом отношении никаких ко мне претензий быть не должно на этом можно было закруглиться. Евдокия Сидорова, муж ее - Яков Никитич, оба православные, и никаких тебе прав на землю обетованную:))

Но мне показалось не вполне правильной ситуация, когда о рождении брата сказано в метриках, а аналогичные данные его родной сестры, как я их ни искала, нигде не зафиксированы. Обращение к архивисту расставило все точки над "i" - дело было в том, что многие наши предки не обладали точным знанием даже о своей дате рождения, а значит, просматривать метрики только за один год (в моем случае - 1884), и тем более за один месяц (в частности, сентябрь) - нецелесообразно. Тогда я проштудировала всю целиком книгу Короцкой церкви за период 1881-1889 год (начала, по иронии судьбы, с конца:)), и наткнулась на следующую запись:

Фонд 493 опись 2 дело 44 стр. 354
Короцкая церковь Валдайского уезда Новгородской духовной консистории
дата рождения: 24 апреля, крещение - 26 апреля.
Имя: Пелагея
Родители: деревни Поддубье крестьянин Яков Никитич и его законная жена Евдокия Степанова [расхождение в отчестве], оба православные.
Воспреемники: крестьянин деревни [неразборчиво] Гавриил Касьянов и крестьянская девица деревни Новинки Настасья Иванова.

______________________________________________________
Этот год я начала с открытий - странных, подчас неожиданных. Наконец внятно сформулировав сей давно вынашиваемый пост, ими же я хочу его закончить.

Иллюзий и надежд давно не питаю, и все же наиболее сложное во всех отношениях исследование мне еще только предстоит - придется общаться с польскими архивами (несмотря на то, что многие материалы переведены поляками в электронный вид). Не исключено, что мне вообще не удастся ничего оттуда извлечь. К тому же, какой бы силы ни была пассионарность, и она теряет свой накал, когда первоначальный импульс сходит на нет.

А ведь еще столько предстоит сделать....
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments