Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Вторая Слава

Есть такое удивительное понятие в Каббале, как "Вторая Кетер" (Вторая Слава). Вообще говоря, Вторая Слава - это Хокма, сфира, идущая следом за Кетер; но, как отмечает Майкл Грир, всевозможные традиции переносили эту ипостась на иные сфиры: каждая - на свою.

В частности, восточные религии за "Вторую Славу", открывающую путь к осознанию всеобщего Единства, принимали Бину, "рациональное постижение", и ничего хорошего из этого не выходило:

"Несмотря на то, что вплоть до современной эпохи контакты между каббалистами и буддистами были весьма ограничены, многие темы и образы, занимающие центральное место в буддизме, явственно перекликаются с каббалистической символикой Бины, а характерный для буддизма недостаток — это порок Бины, духовная леность, побуждающая мистика отвернуться от проявленного мира и устремиться к пассивному растворению в Пустоте."

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что за "Вторую Славу" в христианстве принималась сфира Тиферет (праотец Яаков, соответствующей в традиции этой сфире, был подменен фигурой Иешуа). Великое множество христианских символов, кои нет необходимости перечислять, прямо коррелируют с образами Тиферет.

Наконец, бессчетное количество направлений New Age и предшествовавших им языческих культов избрали на роль "Второй Славы" самую низшую сфиру, Мальхут, исходя из чего придают большое значение материальности, вещественности мира.

Я полагаю (хотя...а имею ли я право при своих скудных познаниях вообще что-либо полагать?), что "Второй Славой" может быть и Гвура. По мнению поздних каббалистов, именно категория "сжатия", "сокращения" (поставленная в соответствие Гвуре), лежит в основе Вселенной. Согласно П.Полонскому, второй день Творения был посвящен обработке категории Гвура - "отделения", "сдерживания":

וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים יְהִי רָקִיעַ בְּתוֹךְ הַמָּיִם וִיהִי מַבְדִּיל בֵּין מַיִם לָמָיִם
וַיַּעַשׂ אֱלֹהִים אֶת הָרָקִיעַ וַיַּבְדֵּל בֵּין הַמַּיִם אֲשֶׁר מִתַּחַת לָרָקִיעַ וּבֵין הַמַּיִם אֲשֶׁר מֵעַל לָרָקִיעַ וַיְהִי כֵן
וַיִּקְרָא אֱלֹהִים לָרָקִיעַ שָׁמָיִם וַיְהִי עֶרֶב וַיְהִי בֹקֶר יוֹם שֵׁנִי

Сказал Бог: “Пусть посреди воды будет свод, и пусть он отделяет [верхние] воды от [нижних] вод”.
Бог создал свод и отделил воды, которые под сводом, от вод, которые над сводом,— и стало так.
Бог назвал этот свод небесами. Настал вечер, настало утро—второй день.


И ею же (последний суд) все и закончится.

Кстати, наилучший перевод каббалистического термина גבורה - похоже, все-таки не "строгость", "суровость", "могущество" или "героизм", а "превозмогание". Помните, про Яакова и его борьбу с ангелом Эсава, Самаэлем, который есть ангел Гвуры?

"И второй важный аспект, что Яаков по сути дела не побеждает ангела, он его превозмогает. Разница между победой и превозмоганием заключается в том, что если победа, то я его переиграл, он сдается; а превозмогание - срок игры подошел к концу, а он меня не вытеснил. И это последнее и есть настоящая победа. Написано: взошла заря, и тогда ангел взмолился, что его надо отпустить, а Яаков тогда уже может диктовать свои условия."

Я тут еще хотела процитировать из Танаха в подтверждение такого варианта перевода, но не нашла этот отрывок - может быть, в другой раз. Завтра, кстати, ожидается лекция по Каббале от самог0 david_dan - думаю, будет интересно:))
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments