Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Многозначность акедат Ицхак

Солги, а затем скажи правду - её сочтут ложью. - это от шумеров.

А это уже из мидраша на акедат Ицхак:

"— Я подслушал разговор, который велся на Небесах, — сказал он Аврааму. — Там сказали: "Ицхак не будет принесен в жертву, его заменит ягненок".

— Ложь, — ответил Авраам.

Как видим, Сатан потерпел то же фиаско, что и все лгуны: ему не поверили даже тогда, когда он сказал правду."


Любопытно, что ни одна картина, посвященная акедат Ицхак (в более привычной большинству традиции - "жертвоприношение Исаака"), не отражает происходящего с достаточной точностью.

1. Доминико Дзампьери:


2. Рембрандт:


3. Эмиль Фриан:


4. Рейтерн:


5. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд:


[Эта мне нравится больше всего - здесь Гавриэль не похож на пухлощекого херувимчика, каким его живописуют остальные:))]

На самом деле, никакого ножа (меча или иного оружия) на тех картинах, где руку Авраhама удерживает ангел, быть не должно, в соответствии с простым текстом Торы:

וַיֹּאמֶר אַל-תִּשְׁלַח יָדְךָ אֶל-הַנַּעַר וְאַל-תַּעַשׂ לוֹ מְאוּמָה כִּי עַתָּה יָדַעְתִּי כִּי-יְרֵא אֱלֹהִים אַתָּה וְלֹא חָשַׂכְתָּ אֶת-בִּנְךָ אֶת-יְחִידְךָ מִמֶּנִּי

— Не заноси руку на отрока, — сказал [ангел], — ничего ему не делай! Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога. Ведь ты не пожалел ради Меня [даже] своего единственного сына!


"Аль тишлах ядха эль hа-наар", - говорится: "Не поднимай руки". Если бы нужно было сказать о вооруженном - получилось бы что-нибудь наподобие:

הרים מתתיהו חרב והרג אותו במקום

"Поднял Матитьяhу меч и убил его" (хотя до сего момента в конкретном тексте не упоминалось, что Матитьяhу вообще держал меч).

Мидраш поясняет, куда делся нож:

"Упали три слезинки ангелов-служителей, и нож растворился". Ему сказано - принести сына в жертву. Ножа нет. Он приготовил, но произошло стихийное бедствие, и ножа нет. А Сказал ему: "Задушить его?"Сказал ему: "Не протягивай руки на юношу". Он говорит: "Пустить ему капельку крови?" Он говорит: "Не делай ему ничего!" "Меума" - мидраш читает как "мума". "Не делай ему раны, потому что теперь Я узнал, сообщил всем, что Ты меня любишь".

А меня в этой связи заинтересовала одна деталь - но, поскольку нигде в толкованиях я не нашла ее объяснения, то сделала вывод, что это должно быть понятно и пятилетнему, хотя мне почему-то неясно. Вышепроцитированное окончание диалога содержит странную нестыковку: сначала ангел говорит, чтобы Авраhам ничего не делал Ицхаку, и далее - "Ибо Я знаю, что ты боишься Б-га". Значит, эту фразу и последующую - "Ведь ты не пожалел ради Меня [даже] своего единственного сына" - говорит уже не ангел, хотя речь как будто бы ведется все еще от него (מַלְאַךְ יְהוָה)? У РАШИ:

Отныне у Меня есть что возразить ангелу-обвинителю и народам, которые удивляются Моей приязни к тебе. Теперь у Меня есть что сказать, ибо (все) видят, что ты боишься Б-га.

Поскольку именно Самаэль изначально заявил о необходимости подвергнуть Авраhама десятому испытанию (объяснение в мидрашах: потому что не были принесены дары после рождения Ицхака или после того, как он был отнят от груди, как говорится в другом источнике), то понятна и причина возражения - ни в этом мире, ни в высших мирах отныне никто не усомнится в готовности Авраhама во имя Б-га принести в жертву самое дорогое, что у него есть. Хотя, несомненно, сомнения такого рода могли присутствовать только в Асия, мире действия.
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments