Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Генеалогия Адонирама: спускаясь, возвышаться

Я вспомнила историю - как-то мой папаша-пролетарий, будучи в служебной командировке с двумя братьями-иеговистами, решил над ними слегка подшутить. "Почитайте", - говорит, - "мне Библию. Хочу проникнуться". Ну, а эти ребята и рады стараться: стали ему по вечерам читать и начали, как водится, с "Бытия". Но не успевали они и страницы прочесть, как папа умудрялся не просто заснуть, но и захрапеть..И с тех пор, пока не кончился срок командировки, так они по вечерам ему Библию и читали, в качестве снотворного хорошо шла. "А что такого?" - делился отец впоследствии впечатлениями, - меня, как только это слышу, сразу в сон клонить начинает: Авраhам родил Ицхака, Ицхак родил Яакова...Потом почему-то стали рожать женщины".

Действительно, многим кажутся нудными и лишенными всякого смысла многочисленные генеалогические линии, приведенные в тексте - иные имен своих дедов\бабок не знают, а тут, казалось бы, какие-то невнятные преданья старины глубокой. Зачем оно надо?

Наткнувшись на один из отрывков, решила попробовать его разобрать:

וַיֵּדַע קַיִן אֶת אִשְׁתּוֹ וַתַּהַר וַתֵּלֶד אֶת חֲנוֹךְ וַיְהִי בֹּנֶה עִיר וַיִּקְרָא שֵׁם הָעִיר כְּשֵׁם בְּנוֹ חֲנוֹךְ
וַיִּוָּלֵד לַחֲנוֹךְ אֶת עִירָד וְעִירָד יָלַד אֶת מְחוּיָאֵל וּמְחִיּיָאֵל יָלַד אֶת מְתוּשָׁאֵל וּמְתוּשָׁאֵל יָלַד אֶת לָמֶךְ
וַיִּקַּח לוֹ לֶמֶךְ שְׁתֵּי נָשִׁים שֵׁם הָאַחַת עָדָה וְשֵׁם הַשֵּׁנִית צִלָּה
וַתֵּלֶד עָדָה אֶת יָבָל הוּא הָיָה אֲבִי יֹשֵׁב אֹהֶל וּמִקְנֶה
וְשֵׁם אָחִיו יוּבָל הוּא הָיָה אֲבִי כָּל תֹּפֵשׂ כִּנּוֹר וְעוּגָב

Каин познал свою жену, она забеременела и родила [ему сына]—Ханоха. В ту пору он строил город и назвал этот город по имени своего сына—Ханох.
У Ханоха родился [сын] Ирад, у Ирада родился Мехияэль, у Мехияэля родился Метушаэль, а у Метушаэля родился Лемех.
Лемех взял себе двух жен; одну звали Адá, а другую Цилá.
Адá родила [сына] — Яваля; он стал родоначальником тех, кто живет в шатрах и [пасет] скот.
Имя его брата — Юваль; он стал родоначальником всех, кто играет на арфе и свирели.
Цилá тоже родила [сына] — Туваль-Каина; [он] обрабатывал всякие медные и железные орудия. А сестрой Туваль-Каина [была] Наама.


קין Каин (160) - в основном сводится к לקנות [ликнот] - приобретать, творить; קנין [киньян] - приобретение. Ср. с отрывком из Берейшит: וַתֹּאמֶר קָנִיתִי אִישׁ אֶת יְהוָה["ва ватомэр канити иш эт Ашем"], "И сказала: Я обрела человека с [помощью] Господа!"
|
|
V
חנוך Ханох (84) - от ивр. "воспитанник"
|
|
V
עירד Ирад (284) - от ивр. "нисхождение"(ירד). Аналогичным образом, например, "Иордан" происходит от הירדן - "нисходящий". Есть поэтический вариант - "бодрствующий в нисхождении"
|
|
V
מְחוּיָאֵל Мехиаэль (95) - от למחות[лимхот] - истреблять, стирать, сметать и אל - Б-г, т.е. либо что-то наподобие "богоборца", либо, если трактовать в обратную сторону - "стертый, забытый Б-гом"
|
|
V
מתושאל Метушаэль (777) - от למות [ламот] - умирать, מת[мет] - мертвый и שאל [шааль] - просить, "молящий о смерти".
|
|
V
לָמֶך Ламех (90) - от למוך [ламух] - опускаться, гибнуть; т.е. "гибнущий"
(עָדָה Ада - (79), צִלָּה Цилла - (125)) - его жены. Ламех был первым, кто ввел многоженство (и в дальнейшем Тора на печальных примерах показывает, какие проблемы может порождать полигамия). Ада - свидетельница (от עדה) и Цила - от לצלות[лицлот] - жарить.
|
|
V
יָבָל Яваль (42)
יוּבָל Йуваль (48)
<--->
תּוּבַל קַיִן Туваль Каин (598)
נַעֲמָה Ноэма (165)

То есть, в словах Б-га - "Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро!", угадывается намек на ближайшие семь поколений среди потомства Каина, и уже из их имен следует вывод о неуклонной деградации этого потомства: сначала - послабление животному началу, ориентирующее на материальное, исключительно на "тварный мир", затем - воспитанный в том же духе Ханох, далее по нарастающей - Ирад, все более отдаляющийся от Источника жизни; Мехиаэль - полностью этот Источник из своей жизни истребивший; Метушаэль, которому только и остается, что молить о смерти; и, наконец, окончательно погрязший во зле, погибающий Ламех. Падать легко и приятно, пока летишь:)) Потом больно. И вновь приходится карабкаться назад, к достижению утраченных высот.
Ламех взял себе двух жен - одна сравнивается с совестью, которая свидетельствует против ее носителя, ставя на вид дурные дела; другая же постоянно его этими свидетельствами "допекает". Ну и, собственно, сыновья с дочерью Ноэмой (Наамой), молодые ростки этого "славного" семейства.

За неимением вменяемого источника ("Каббалу, клифот" Т.Карлссона так и не нашла в открытом доступе, хотя еще пару месяцев назад ее можно было скачать), не смогу провести конкретных параллелей, но, по-моему, есть сходство с Древом клипот. За исключением очевидной пары: Лилит-Ноэма (кстати, младшая Лилит в известной традиции:)), остальные достаточно сложно сопоставить, т.к. хоть сколько-нибудь каноничных описаний клипот у меня нет, а названия, как и гематрии, мало что дают:

תאומיאל Таумиэль (488)
עוגיאל Огиэль (120)
סאתאריאל Сатариэль (703)
געשכלה Гашекла (428)
גולחב Голахав (49)
תגרירון Тагерирон (869) -----
ערב זרק Эрев Зарак (579)
סמאל Самаэль (131)
גמליאל Гамалиэль (114)
לילית Лилит (480)

Впрочем, есть принять за источник падения Каина, то ему будет соответствовать Таумиэль, и далее по списку, благо количество (десятка и там, и там) это позволяет. Интуитивно угадывается соответствие Тагерирона (анти-Тиферет) Ламеху, где 4 потомка последнего - как 4 сфиры ниже Тиферет, а 2 супруги, которые его, фигурально выражаясь, "терзают" - это "спорщики", олицетворяющие негативную силу этой сфиры. В остальном же - сплошная путанница (так, Туваль Каин отнесен к управителям Голахав, "Антигвуре", хотя это кажется странным). Мне с некоторых пор даже имена видеть неприятно, а ведь некоторые не брезгуют, так сказать, и ручками это трогать.

Туваль Каин, по легенде, был отцом Вулкана (мнимая сфира Даат как раз соответствует гипотетической планете Вулкан), а тот, в свою очередь, стал отцом небезызвестного в масонстве Адонирама, "сына вдовы". Адонирам (אדונירם) означает "Г-сподь возвышен" - вот такое возвышение через падение.
Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments