Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Пурим 5774 в Великом Новгороде

Еще вчера обработала фотографии с прошедшего Пурима, разместив их в этом альбоме. Пришедшие в клуб "Тайм Аут", где 14 адара отмечался Пурим, смогли принять участие в замечательном шоу мыльных пузырей, увидеть веселые сценки и представления о событиях, происходивших в древней Персии времен царя Артаксеркса, опробовать аквагрим, а также стать моделями для портретов и шаржей, создаваемых художниками во время праздника - и, конечно же, взять получившиеся произведения искусства с собой. Особую благодарность в этой связи хочу выразить раввину Якову Соминскому, благодаря которому община смогла исполнить заповедь чтения Мегилы (на сей раз нежданно-негаданно получился рекорд - прочитали за 30 минут, а в прошлом году потребовалось на 10 минут больше). Также признательна всем, занимавшимся организацией и подготовкой этого изумительного мероприятия.





Ранее я уже писала о смысле Пурима, о его основных заповедях и обычаях, а на сей раз могу лишь повторить:

"Согласно традиции, в этот день евреи всего мира должны исполнять четыре заповеди: чтение Мегилы - свитка Эстер, где описываются события Пурима; веселый праздничный пир, посылка угощения друзьям (мишлоах манот) и пожертвования бедным.

На Пурим принято наряжаться в маскарадные костюмы, устраивать театральные представления, именуемые «пуримшпиль», петь и танцевать.

Гости лакомятся так называемыми гоменташн («ушами Амана»), представляющими собой традиционное пуримское угощение - треугольные пирожки с маком, изюмом и орехами. Согласно Талмуду, необходимо также как следует напиться: до такой степени, чтобы не отличать слова «Барух Мордехай» («Благословен Мордехай») от «Арур Аман» («Проклят Аман»)."




Следует исправиться (и подсказка Анастасии Афоненковой в комментариях пришлась очень кстати): конечно же, нужно избегать неумеренных возлияний, влекущих последующее некорректное поведение, за которое после праздника бывает мучительно стыдно. Необходимо, прежде всего, выпить больше обычного - так, чтобы захотелось спать: ведь во сне Аман неотличен от Мордехая:))




Другой обычай - переодеваться в маскарадные костюмы, меняясь до неузнаваемости - традиция выводит из той же заповеди неразличения в Пурим "чужих" и "своих". Но есть и иной, более глубокий, уровень смысла - как внешняя перемена не сказывается на внутреннем содержании, так и Израиль, в определенные исторические промежутки становящийся внешне подобным другим народам, остается по-прежнему преданным Б-гу, Его народом. Эстер скрыла свое происхождение перед царем, как велел ей Мордехай, но не перестала быть от этого еврейкой. Сравни Дварим, 31:18:

וְאָנֹכִי הַסְתֵּר אַסְתִּיר פָּנַי בַּיּוֹם הַהוּא עַל כָּל-הָרָעָה אֲשֶׁר עָשָׂה כִּי פָנָה אֶל-אֱלֹהִים אֲחֵרִים
"Я же совершенно сокрою Мое лицо в тот день — за все зло, которое они совершили, когда обратились к другим богам."

"hастер астир" - "совершенно сокрою", созвучно с אסתר - именем царицы, и, к тому же, в Мегилат Эстер Имени Вс-вышнего не встречается ни разу (что символизирует скрытие).



Аман Амалекитянин произошел, как явствует из титула, от Амалека, а тот, в свою очередь, приходился внуком Эсаву - благословение, причитающее ему, Израиль (Яаков) получил, последовав по совету Ривки: обернув руки шкурой ягненка и переодевшись в любимые одежды старшего брата.

וַיָּרַח אֶת-רֵיחַ בְּגָדָיו וַיְבָרְכֵהוּ וַיֹּאמֶר רְאֵה רֵיחַ בְּנִי כְּרֵיחַ שָׂדֶה אֲשֶׁר בֵּרְכוֹ יְהוָה
[Ицхак], почуяв запах его одежд, благословил его, сказав: — Запах моего сына — как запах поля, которое благословил Господь!

В истории "дней, памятных и празднуемых из рода в род в каждой семье, в каждой области и в каждом городе", можно обнаружить еще один момент, ранее мною уже упомянутый - царица Эстер, обладая пророческим даром, просит: "Если угодно царю, то пусть бы позволено было иудеям в Сузах и завтра делать то же, что и сегодня; и десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве", хотя до этого в свитке Эстер уже говорилось, что сыновей Амана повесили, а вместе с ними убили еще 500 человек в крепости Шушан.



Не поэтому ли, самостоятельно догадавшись о подоплеке или следуя чьей-то хитроумной подсказке, приверженцы Амана - германские национал-социалисты, собравшиеся "окончательно решить еврейский вопрос" более полувека назад, подошли к этой задумке весьма основательно, помня провал своего идейного предшественника? И желтые звезды, "знаки позора", носимые еврейским населением на оккупированных территориях и в самом Рейхе, должны были способствовать достижению этой цели, исключая саму возможность спасения. Идеологи нацизма, с такой тщательностью планировавшие и подготавливавшие уничтожение евреев, оказались еще более недалекими, нежели Зереш, жена Амана, которая, пускай и не сразу, но все же признала: "Если из племени Иудеев Мордехай, из-за которого ты начал падать, то не пересилишь его, а наверняка падешь пред ним". Это признание, впрочем, не избавило ее от проклятия: "Арура Зереш, эшет-мафхиди". Для любителей каббалистических ассоциаций хотела привести тут одну интересную картинку, наглядно иллюстрирующую негативный аспект сфиры Гвура применительно к сказанному выше (Ицхак - позитивный аспект этой сфиры, сын его Эсав - негативный ее аспект, в потомстве последнего эта тенденция лишь усиливается), но вовремя поняла, что в современных российских реалиях это может быть истолковано как нарушение законодательства, даже если изображение вполне исторично. Так что, можете поискать сами, либо же поверить на слово - преемственность одной и той же линии там налицо.

[*с трудом продираясь сквозь дебри ивритского текста - все-таки, пока на языке оригинала даже глазами следить за текстом трудно, хотя я честно пыталась, исполняя заповедь сначала поздним вечером в синагоге, а затем, на следующий день - днем на празднестве*]

וּבְכָל-מְדִינָה וּמְדִינָה וּבְכָל-עִיר וָעִיר, מְקוֹם אֲשֶׁר דְּבַר-הַמֶּלֶךְ וְדָתוֹ מַגִּיעַ, שִׂמְחָה וְשָׂשׂוֹן לַיְּהוּדִים, מִשְׁתֶּה וְיוֹם טוֹב; וְרַבִּים מֵעַמֵּי הָאָרֶץ, מִתְיַהֲדִים--כִּי-נָפַל פַּחַד-הַיְּהוּדִים, עֲלֵיהֶם.
"И в каждой области, и в каждом городе, всюду, куда доходило слово царское и указ его, – радость и веселье у Йеудеев, пиршество и праздник. И многие из народов страны стали иудействующими, потому что охватил их страх пред Йеудеями."




Subscribe
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments