Женни Славецкая (nibaal) wrote,
Женни Славецкая
nibaal

Categories:

Седер Песах 5774

Песах (что происходит от глагола לפסוח и переводится как "миновал"), действительно миновал, но всю неделю - до 21 дня весеннего месяца нисан - нужно удерживаться от употребления квасного (так называемый "хамец", заквасившееся тесто) и есть мацу. В израильских магазинах, как мне рассказали, квасного нет вовсе - хотя я неоднократно видела фото из супермаркетов, где хамец (хлеб, пиво) закрывали пленкой, а особо рьяно "соблюдающие" израильтяне затем в этой пленке делали дырки и вытаскивали запретные продукты:)) Не знаю, как им пробивали это дело на кассе - скорее всего, закрывали глаза на нарушения. И вообще, среди светских израильтян уровень соблюдения, конечно, не высочайший - по признанию некоторых, "вы в галуте все устрожаете". Возможно, так и есть, хотя надлежащим образом здесь что-то соблюсти не всегда реально, приходится обходиться полумерами:



Большинство довольствуется так называемой "машинной" мацой, которую штампуют автоматическим способом (технология впервые была опробована в Австрии в 1857 году):


Те же, кого машинная маца не устраивает (хотя, как утверждается, hалаха установлена по мнению разрешивших ее), исполняют заповедь, покупая мацу "шмура" (שמורה - оберегаемая, сохраненная).

Хотя, какая тут "шмура", если случаются курьезы: так, бабушка зачем-то принесла печенье и, узнав, что я таки не ем, стала скармливать его собаке:)) Сказать - мол, выкинь отсюда хамец, - мне сразу как-то в голову не пришло, а потом было поздно: пес все съел. Вот такие "устрожения", ага.

Несколько седеров проводилось в общине. В том году народу, надо отметить, было все же поболее - с нынешней политикой государства Российского, боюсь, вскоре все разъедутся, а кто не успеет - тех, не дай Б-г, пересажают.



Кеара - пасхальное блюдо - на общинном седере. Каждый может (и это желательно) сделать кеару для себя сам: берем три мацы (они символизируют трех праотцов: Авраhама, Ицхака, Яакова, а также три части народа: исраэлим, левиим и коhаним), между ними кладем салфетки - либо же существует специальная скатерть для этих целей, потом в левом верхнем углу располагаем неочищенное яйцо, сваренное вкрутую (символ праздничной жертвы - Хагига), на противоположной стороне (верхний правый угол) - Зроа, кусок мяса, желательно пережаренного - чтобы никому не вздумалось его съесть.



Зроа символизирует пасхальную жертву, приносимую в Храме. Храма нет, поэтому вместо мяса этой жертвы - лишь напоминание. В центр кладется марор (горькая зелень, на практике - тертый хрен в листе салата), слева внизу - карпас (овощ - лук или картофель, который призван напоминать о рабстве, для чего его макают в соленую воду, символизирующую слезы евреев, бывших рабами в Египте), справа внизу - харосет (смесь из тертых яблок, груш, грецких орехов с добавлением небольшого количества вина - означает глину, из которой евреи делали кирпичи) и, наконец, в самом низу хазерет - по сути, тот же марор, уже указанный выше.



Далее начинается, собственно, ритуал Седер Песах, запомнить последовательность которого, на самом деле, не так-то просто, ибо там 14 пунктов. Ради интереса я попробовала воспроизвести на память, получилось вспомнить лишь 11 из 14 - но ведь меня уже второй год на Седер приглашают:)) Сначала произносится Кадеш - благословение на вино - однако, если на небе еще не появилось три звезды, то благословение произносят позже, а порядок, соответственно, меняют. В противном случае, в наших широтах приходится смещать Седер аж на десять часов вечера или даже на более позднее время, что, впрочем, мало кого смущает:)) Потом участники моют руки (без произнесения полагающегося в таких случаях благословения), либо кто-то один моет руки за всю общину. Далее съедается вышеупомянутый карпас, перед этим макаемый в соленую воду, затем следует Яхац - разламывание средней мацы на две части, а потом б0льшую часть из получившихся откладывают, предварительно также разломав, но уже на 5 частей. Любопытное обоснование этого действия - праотец Ицхак (о котором упоминалось ранее) в течении всей своей жизни исправлял качество Суда, укрепляя Левый столп (Воаз), Колонну Строгости, и поэтому мы делим афикоман (б0льший кусок средней мацы) на 5 частей - "чтобы подсластить 5 категорий Строгости". Но ведь, если считать от Кетер, Гвура - пятая, и деление именно на 5 частей выглядит вполне логично:))



После проходят все остальные стадии, основной из которых представляется Магид - собственно, повествование об Исходе. Тот, кто не упомянул три вещи - Песах, маца и марор - не исполнил заповедь.

...По окончанию Седера, как и в прошлом году, запечатлела полнолуние - первое фото сделано в ночь Песаха 5774, второе - Песах 5773:



Луна в этот раз какая-то кроваво-красная, или просто свет так падает.
Subscribe
promo nibaal Грудень 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment