Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

TempleMemory

"Отделил средства от цели". Рав Михаэль Гитик о сюжетах первой книги Торы

"Кто не знает про три и про семь, с теми вообще разговаривать не о чем"(с)



Ранее я уже публиковала выдержки из семинаров рава Гитика; на сей раз немного расскажу о встрече, прошедшей в минувший четверг (как быстро летит время!), в ходе которой речь шла не только о духовных материях, но и о вполне себе приземленных вещах, оказывающих влияние на всю нашу жизнь. Впрочем, хорошо известен факт о всеобщей взаимосвязи, и для юноши, обдумывающего житье субъекта мыслящего не является секретом существование духовных, скрытых корней у всяких видимых нам явлений. Прежде я находила ответы на свои вопросы в рамках идеи, описывающей мир как систему конфигураторов; в дальнейшем, конечно, это представление расширилось по мере постижения основ.

...Желание всегда проистекает от недостатка. Всегда ли? Вроде бы верно: например, я голоден, поскольку давно не употреблял пищу; в желудке ее нет, и я начинаю хотеть кушать. Когда же я сыт, то уже не могу хотеть есть, - желание насыщается, и вот, оно уже исчезло; таким образом, желание по определению противоречит полноте (удовлетворенности желания). Но есть одно желание, не противоречащее полноте: желание жить. Ведь я уже живу (желание удовлетворено), однако все равно хочу жить [По-моему, здесь попросту языковые игры - Ж.Н.]
Желание Вс-вышнего создать мир проистекало не из того, что Он (не дай Б-г) нуждался в мире, а из того, что он хотел "насладить творение" (или, чтобы это звучало не столько странно для русскоговорящего - "Создав творение, Он дал творению возможность наслаждаться").

Элиэзер Менахем Шах: зачем мы читаем Тору каждый год, по недельным главам? Дело в том, что еврейский год имеет топографию, которая связана с топографией души. Недавно мы вновь начали с книги Берейшит (как зачастую переводят - "Вначале", в русском синодальном переводе - "Книга Бытия"), и первая строка звучит так:

בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ
["Берейшит бара Элоhим эт hа-Шамаим веэт hа-Арец"; "Вначале сотворил Г-сподь небо и землю"]


ברא ("бара") - состоит из בר ("бар") и буквы א (алеф), которая является символом Вс-вышнего. В то же время, "бар" - на арамейском "сын", но также имеет значение "дикий", "отдельный" (то есть, "дикий" не в смысле "необузданный", - для этого есть отдельное слово, פרא, применяемое к Ишмаэлю, названному в Торе "пере адам", "человек-дикарь", а в смысле "кошка, которая гуляет сама по себе"). Если переводить не канонически, как мы привыкли, а учитывая эти смыслы, то придем к выводу, что перевод получится совсем иным: "Ради "рейшит" (на объяснении подробно не останавливались, поскольку все объяснено в других уроках) отделил Вс-вышний средства от цели". Средства и цель, таким образом, были соединены (как мы помним, в Эйн Соф желание и объект желания - это одно), а теперь они стали отдельными.

Число 2 символизирует законченность (два начала: мужское и женское). В Имени Вс-вышнего - Тетраграмматоне - первые две буквы образуют самостоятельное Имя ("йуд" - полнота, желание дать; первое "hей" - получение). То есть, сформирована система, состоящая из желания дать (רצון להשפיע) и желания получить (רצון לקבל), и больше этой системе, казалось бы, не нужно ничего. Что можно добавить к совершенству? Но есть еще буква "вав" (гематрия 6) - канал, по которому Свет спускается в мир, а также каждый из нас, который в этом мире живет (малый мир, вторая "hей").

Но, если учитывать привычный всем нам перевод (это уровень "пшат", простой смысл), согласно которому, небо (שמים) сотворено в первый день, то что же произошло в четвертый день, когда были созданы светила? В четвертый день тоже о создании неба повествуется? Как уже упоминалось выше, в первый день была отделена цель, духовный корень всякого материального объекта ("шамаим" - "небо" происходит от שם, "шам" - "там"). А земля (ארץ, "арец") происходит от רץ ("рац", глагол לרוץ, "ларуц" - "бежать", "стремиться"). Это - суть средства. Далее возникает вопрос: сотворил из чего? Ex nihilo? В замысле уже присутствовало все, а для нас это действительно может быть "ничто" (хрупкие сосуды не воспринимают такой Свет, и, даже восприняв, разрушаются).



Существует два подхода к реальности, два пути развития: земной, который был избран Каином (хозяином, владетелем, прочно стоящим на земле), и духовный, путь hЭвеля (на который дается намек в его имени - "пар", нечто воздушное, неземное, высокое).
Сказал Эсав:
- Ну и дурак же был Каин! Нужно было дождаться, пока Адам умрет, чтобы он уже не соединился с Хавой и не родил новых детей, и уже тогда.. [Интересно, почему Эсав не предложил дождаться смерти Хавы? - Ж.Н.]
Сказал Амалек:
- Ну и дурак же ты был, дедушка Эсав. Дожидался смерти Ицхака, в то время как у Яакова уже были дети. А надо было окончательно решить вопрос. [Нам остается констатировать факт - "Ну и дурак же ты, Амалек, хотя и назван первым из народов" - Ж.Н.]
Мы ведем свое происхождение от Шета - третьего сына Адама, чье имя переводится как "основа". Потомки Шета должны принять, что их удел - быть человеком, уровень которого - не проклинать Вс-вышнего при любых обстоятельствах.

Кроме как потомки Шета ["...разгромит всех сынов Шета", - отчего-то тянет цитировать Билъама - Ж.Н.], мы еще и потомки Ноаха (Ноя). Неевреи так и зовутся в традиции иудаизма - "бней Ноах" (בני נח), или ноахиды. О Ноахе также рассказывается в книге Берейшит, а "Шулхан арух" называет его "дважды праведником" - в поколении Потопа и в поколении Вавилонской башни. Праведник - это не тот, кто любит людей, а тот, кто любовь к себе перевел в правильное русло, и любит себя так, как и других. Наша проблема - не в отсутствии любви к другим, а в излишне трепетном отношении к себе. Необходимо любить себя и других одинаково, тогда мы будем праведниками. Праведник относится к себе, как к другим, а многие из нас себя любят неимоверно, причем за то, что им дано и что им, по сути, не принадлежит. И ладно еще, если любят за внешность, но многие оправдывают особое к себе отношение интеллектуальными способностями, разумностью и сообразительностью. Так ведь эти способности тоже не наши, они нам даны, и за них спрос будет больше, чем с того, кому они не даны. Так что это скорее повод для "многой печали". Христиане, думаете, что-то новое придумали с культом юродивых и разного рода дурачков? Нет, они готовенькое взяли. С дурака спрос какой? Всяко меньше, чем с того, кому много дано и с кого много спросится в дальнейшем. И за счет этой меньшей ответственности духовный уровень у дурака будет выше.

Ноах считается не только цадик (праведник, или еще одна трактовка: "оправдывающий Вс-вышнего"), но и "тамим" (תמים - "простой", "наивный"), - то, что у духовных наследников Рима называется "святой простотой". Когда представители развращенного поколения предъявляли ему рациональные доводы, он, как тот иностранец из известного романа - "Не понимай... русский говорить...", - демонстрировал свою наивность. Змей всегда приходит с ratio, и его аргументы железобетонны и увесисты, как могильная плита [Я забыла задать вопрос: если животные - это биороботы, а ангелы - это духовные роботы, то какова природа этого интересного существа? Двойственность, но как она реализуется? Спросила только про народ, которому он покровительствует - Ж.Н.]. Что можно противопоставить таким доводам? А ничего, кроме единственного: "Змей, ты абсолютно прав. Ты прав, а Вс-вышний бесконечен, и я буду слушать Его, а не тебя". Вы же видите, что тут что-то не то? Ну и не ведитесь. Хава и Адам не учли этот момент, и что? Не "открылись глаза их", как часто читают, а "изощрились" - ותפקחנ עיני (корень פקח), и стали они замечать теневые стороны жизни, что есть не-жизнь. А святой наив - он ведь не замечает грязных намеков, он прямо говорит - "Я не понимаю":))

Авраhам, еще один герой Берейшит - десятое поколение от Ноаха. Результат какого-либо действия (Малхут) от нас не зависит; задумка, мысль, изначальный план (Кетер) - тем более не наши, от нас нужно только отношение; мы - странники, идущие и проходящие. Для этого было создано время ["Вы говорите, время идет? Безумцы, это вы проходите!"(с) - Ж.Н.]. Авраhам назван "hа-иври" (אברהם העברי) - "проходящий", "перешедший". Куда повелел ему идти Г-сподь в нашей недельной главе Лех Леха" (обсценную лексику и традиционное "Иди к себе" оставляем в стороне)? Повеление касалось ухода из:
- твоей страны (окружение, воспитание в среде);
- твоей родины (место рождения, генетика);
- дом отца твоего (родственные связи).

[Здесь предлагают чуть иной взгляд, но корреспондирующий сказанному выше - Ж.Н.].

Мы имеем возможность сделать выбор, выбрав жизнь или смерть. Мы выбираем именно жизнь, не добро. А жизнь, в свою очередь - не цель, а только средство для того, чтобы делать добро.

В книге Берейшит рассказывается также о том, как Авраhам и Сара (тогда еще - Аврам и Сарай) спускались в Египет, куда затем отправился и Яаков с сыновьями, и где евреи долгие годы были рабами фараона.

Уровни понимания:
1. Пшат - простой смысл: действительно, Сара была сестрой Авраhама, о чем он честно сообщил ("дочь отца моего, но не дочь матери моей"). На самом деле, бней Ноах могут жениться на сестрах по отцу, а евреи не могут, и в этом сложность, поскольку праотцы соблюдали всю Тору до ее дарования. Но и тут есть лазейка - Авраhам все-таки вел речь о племяннице, называя ее сестрой (самая близкая родственница, на которой можно жениться - это племянница). Тем не менее, даже если Сара была взята во дворец фараона в качестве сестры, позиция Авраhама сомнительна [Мы все подумали об одном и том же, да - Ж.Н.].

2. Ремез - намек: Авраhам полагал, что, прежде чем взять Сару к себе в качестве жены, фараон придет с подарками ("чтобы мне было хорошо благодаря тебе"), и уж тут-то Авраhам, обладая необыкновенной силой убеждения, объяснит ему, что и как, после чего свои гнусные мысли фараон оставит. И убить Авраhама, чтобы забрать себе Сару, он тоже не сможет, не уронив свою честь, поскольку уже принес дары. Авраhам не учел одного - у фараона даже мысли такой не возникнет: идти с подарками и договариваться о женитьбе, ведь, действительно - Кто же не хочет стать фараоншей? О чем тут разговор может быть вообще - всякая захочет.

3. Драш - толкование: в нашей жизни, в том числе в семейной, нас рано или поздно настигают кризисы ("голод в стране"). Это опасное время, когда нужно мобилизовать все силы и действовать с целью преодоления этой ситуации, иначе - крах. Мужское и женское начало, переживающие этот кризис, выходят из него обновленными, после чего следует расцвет отношений ("Аврам был очень богат — и стадами, и серебром, и золотом").

4. Сод я не запомнила, - видимо, рано мне об этом уровне помышлять:))



З.Ы. Хотела еще о политике добавить - о том, как мерзость перед войной Гога и Магога перестает маскироваться; зачем нас лишают последней надежды и когда можно начинать готовиться к встрече Машиаха, но...наверное, в другой раз.
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…

Неожиданный подарок накануне Йом Кипура

Перед Рош hа-Шана я заглянула в библиотеку Сифрия, что в Хоральной синагоге Санкт-Петербурга, дабы принести книжку по Каббале, с возвратом которой задержалась. Сдав книгу и позаимствовав парочку новых на все ту же излюбленную тему, собралась уже было уходить, как вдруг сотрудница библиотеки предложила мне поучаствовать в викторине, посвященной, собственно, Новому году (уточнение, я думаю, лишним не будет: еврейскому, естественно). Не без энтузиазма приняв это предложение, я, впрочем, вскоре убедилась, что знания мои от совершенства весьма далеки, а на одной логике тут далеко не уедешь: многие вопросы были уж очень узкоспециальными, а количество представленных ответов на каждый из вопросов предполагало 25%-ный шанс на угадывание, что не так уж и много (хотя и немало, надо отдать должное составителям:))

Помощь зала, - в смысле, телефона, особого эффекта не возымела, ибо ничего по сути толком не нашлось, да и искать было долго, поэтому я наставила галочек в ответах, согласно собственному разумению, после чего о викторине благополучно забыла.

И вот, буквально вчера мне позвонили из Сифрии и предложили назавтра (теперь уже - сегодня) прийти за заслуженным призом, поскольку викторину я таки выиграла. Я, которая три года назад Судный день от Йом Кипура не отличала (да-да, это разное, вопреки расхожему обявательскому мнению: День Суда - как раз Рош hа-Шана, а Йом Кипур - День Искупления), а уж чем лет семь назад занималась, и вспоминать не хочется. Бывает же такие чудеса.

Кстати, немного трансдендентной юриспруденции: принято считать, что предварительный приговор на будущий год - кому жить, кому умереть, - мы получаем в Рош hа-Шана (ראש השנה, Новый год), а вступает в силу он в Йом Кипур, когда на приговоре ставится печать. Между Рош hа-Шана и Йом Кипуром - 10 дней трепета, в течение которых еще можно как-то подкорректировать свой приговор добрыми делами и тшувой - возвращением. После того, как на приговоре поставлена печать, он вступает в силу, и тогда становится практически окончательным (вроде бы в части методов можно немного изменить в Суккот до праздника Шмини Ацерет, но это отдельный вопрос, так сказать, "исполнительного производства"). Собственно, какие еще нужны аналогии, если исток процессуального права в этой схеме прекрасно просматривается:))

И пусть все мы удостоимся хороших приговоров, а Вс-вышний скрепит их своей печатью!
TempleMemory

На смерть..."поэта"?

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи..Видали вы тот сор?
Благодарите, ибо от позора
Вас оградил алтайский прокурор.



..."Судебная власть в Октябрьском районе г. Барнаула начала свою деятельность в 1937 году" - этим предложением начинается описание Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края на сайте pravo.ru, где пару дней назад была опубликована информация о судебном решении, ныне растиражированная по всей Сети, включая такие ее одиозные ресурсы, как "Кавказцентр": Суд запретил публикацию в интернете стихов поэта, умершего в 24-летнем возрасте.

"Тексты девяти стихотворных сочинений Маслова были выложены в Сети в декабре 2014 года. Среди них стихотворение "Святослав Непобежденный", в котором, как отмечается в сообщении, оправдывается террористическая деятельность. Стихи "Гнев Исполинов" призывают к насилию в отношении групп лиц по признаку отношения к расе, а "Набег", "Зов Севера" – к насилию в отношении лиц по национальному признаку.
Прокурор обратился в Октябрьский районный суд Барнаула с требованиями о признании произведений Маслова экстремистскими материалами. Они были удовлетворены в полном объеме."


Илью Маслова, о стихах которого речь идет в данном случае, поэтом, на мой взгляд, можно назвать с большой натяжкой: вирши его особенной художественной ценности не представляли ранее, в пору жизни автора, не представляют они ценности и сейчас. Впрочем, какие еще стихи мог написать ограниченный в кругозоре 23-летний юнец, до самой своей смерти живший с маменькой и не выезжавший никуда из родной провинции? Я и сама писала нечто подобное - к счастью, у меня, в отличие от покойного, хватило и ума, и времени удалить свое, с позволения сказать, творчество, из Интернета, чтобы не добавлять работы прокурорам. К слову, на сайте, где приводится эта новость, явная ошибка: его поэтические и не только работы были выложены в Сеть не в декабре 2014 года, а намного раньше, еще до того, как их создатель почил в бозе - в период с 2006 по 2008 годы на его личной творческой странице. Хотя, чему мы удивляемся: где Новгород, а где - Алтай?;)) Россия настолько огромна, что информация от одной ее точки до другой идет много лет, по пути окончательно теряя актуальность. А может, дело здесь совсем в другом, и запретить нужно было именно сейчас, в текущий момент времени? Эти вопросы не для моего скудного ума, хотя некоторые соображения на сей счет и у меня имеются.

На почве актуализации этого...хм...наследия предсказуемо начались спекуляции: конспирологи не замедлили вновь углубиться в свои фантазии, убеждая доверчивую публику в том, будто Маслова кто-то отравил, посему он так рано умер. Свидетельствую (как та, которая должна была находиться с ним в момент смерти, поскольку он заранее меня туда приглашал) - никому он был не нужен, чтоб его травить, да и удовольствие это (отравление спецслужбами) весьма недешево стоит. Разве кто-то стал бы тратить ценнейший ресурс на домашнего мальчика Илюшу, разрабатывать спецоперацию, избавляться от возможных свидетелей? Очевидно, он умер сам, хотя и при неясных обстоятельствах. Неясны они (в первую очередь, для меня) лишь потому, что его маменька, у которой он жил, никакой информации не предоставляла ни мне, ни другим знакомым ее сына, дистанцируясь от вопросов и не идя на контакт. В силу каких причин она так поступала - не ведаю, но вряд ли исключительно потому, что опасалась мести "кровавой гэбни". Мама у него вообще странная - когда к сыночку пришли с целью обыска после крушения "Невского экспресса", она возмущалась и винила во всем меня, заявляя по телефону: "Женя, это от тебя все плохое". Несмотря на все обвинения, Маслову вернули изъятые вещи спустя пару месяцев после обыска, а мне их вернули лишь через несколько лет, уже после осуждения. В день смерти "поэта" я к нему в дом не заходила, зато туда явилась одна из его подруг, которая услышала от родительницы знакомые слова: "У вас тут секта! Это вы во всем виноваты!". Наверное, и меня она тоже не упустила возможности помянуть недобрым словом. Ох уж эти маменьки...

Что касается его оккультной деятельности, то, извините - это же просто смешно. Не стоит путать теплое с зеленым, Б-жий дар - с яичницей, а сексуальную фрустрацию юноши, находящегося в глубоком Эдипе - с искусством, требующим значительной самоотдачи и серьезного отношения. Недаром непременным условием для занятий таковым является предварительное решение своих материальных, бытовых и социальных проблем на приемлемом уровне, в то время как Маслов деньги на карманные расходы и на интернет у мамы выпрашивал вплоть до своей кончины. Великий оккультист, однако. По причинам вполне тривиальным оставляю сей момент без комментариев.

...И не нужно ссылаться на Александра нашего, Сергеевича, отмечая, что,
"Быть можно дельным человеком,
И думать о красе ногтей".
Не был сей опальный поэт дельным человеком. Мастера, должно быть, хохочут над ним. Да и небесный прокурор, служению которому покойный отдавал все силы, наверняка сейчас посмеивается.

Не сомневаюсь, что среди читателей (и почитателей) крамольных произведений не найдется никого, кто обжаловал бы принятое судом решение. Одно могу сказать: и Слава Б-гу!

TempleMemory

То ли ужас амнезии, то ли встреча с двойником...

Нет - я, конечно, понимаю, что зачастую сознанием вытесняются неприятные моменты - те, которые хочется поскорее отправить в небытие, чтобы уже никогда не столкнуться даже с памятью о них. Но все же в укромных закутках, в самых темных углах они продолжают жить собственной жизнью, изредка напоминая о себе. Как правда, "эмет", прорастет из земли, так и секреты прошлого вопиют из забвения...У большинства из нас их не счесть.

И вот недавно мне прислали аудиозапись, где женский голос декламирует отрывок из масодовского "Тепла твоих рук". Я прослушала и ужаснулась - даром, что сама творчеством этого культового в определенных кругах писателя не особенно интересовалась, мало что оттуда читала, и тем более не озвучивала - во всяком случае, совершенно не помню этого, а поиск по ЖЖ ничего нового на этот счет не показал. Но в записи был мой голос - и тембр, и интонации, и малейшие особенности речи, даже придыхания - мое, природное. Никто не мог это ТАК доподлинно скопировать, разве что есть у меня на свете неведомая сестра-близнец, которая решила столь оригинальным образом подшутить:))

"Знайте, что отвратительны мне те, кто нищ духом, это вонючие овцы, глупо ревущие от голода в своих стойлах.
Отвратительны мне также те, кто плачет и те, кто молит о пощаде, никому не будет пощады и некому спасти их.
Кротость ненавижу я, потому что где кроткий, там и тот, кто мучает его, как скотину.
Знаю я также, что никому нельзя прощать, потому что тебе никогда не будет прощено даже то, чего ты не делаешь.
Сердце своё уподобить надо комнате, где никогда не загорается свет, и скрывать его больше, чем тайные места тела, потому что истинный стыд в сердце, и стоит открыть его, как все станут смеяться над ним.
Если кто протягивает тебе руку, ударь её ножом, потому что хочет он тебя столкнуть в могилу или увлечь туда за собой.
Истинно говорю вам, отравлены ладони, протянутые вам, яд смерти на них.
Нет ничего слаще крови и слаще наслаждения разрушать созданное.
Так просто разрушить то, что создано, где же сила создавшего?
Истинно говорю вам, дети превзойдут родителей своих.
Ни к чему искать сложное, потому что смерть решает простым способом.
Восстаньте и убивайте их, чтобы все они умерли!"
(c)


А если, безрат Ашем, еще одна книжка всплывет, которую я в свое время пыталась озвучивать - вот грусти-то будет...

"Конспирологическая петля" приводит к страшнейшим вещам - как говорится, "да не уподобьтесь". Поэтому, наверное, нужно озвучить что-нибудь доброе и вечное, хотя бы из соображений баланса.
marsho

Уркаинский Уркаганат в пророчествах Пелевина

Знать бы, где Наше Все еще в 2011 году ознакомился с перспективами Уркаинского Уркаганата? Это какой-то руах hа-кодеш, не иначе...

___________________

В разговорную речь верхне-среднесибирский почти не проник. Единственное исключение — название их страны. Они называют ее Уркаинским Уркаганатом, или Уркаиной, а себя — урками (кажется, это им в спешке переделали из «укров», хоть есть и другие филологические гипотезы). В бытовой речи слово «урк» непопулярно — оно относится к высокому пафосному стилю и считается старомодно-казенным. Но именно от него и произошло церковноанглийское «Orkland» и «orks».

___________________

Любая реальность является суммой информационных технологий. Это в равной степени относится к звезде, угаданной мозгом в импульсах глазного нерва, и к оркской революции, о которой сообщает программа новостей. Действие вирусов, поселившихся вдоль нервного тракта, тоже относится к информационным технологиям. Так вот, я – это одновременно глаз, нерв и вирус. А еще средство доставки глаза к цели и (перехожу на нежный шепот) две скорострельных пушки по бокам.

Официально моя работа называется «оператор live news». Церковноанглийское «live» здесь честнее было бы заменить на «dead» – если называть вещи своими именами.

___________________

— Я верю, что перед вами открыты все интересующие вас тайны, мадам, — сказал я как мог галантно.
— К несчастью, далеко не все, — ответила Алена-Либертина, глядя на меня с подозрением, — Иначе я служила бы обществу гораздо эффективнее. Когда ты последний раз лично видел Бернара-Анри?
«Лично». Это, видимо, значило — лицом к лицу.
— Перед тем вылетом, когда мы делали съемку на дороге.
— Сейчас он должен курировать информационную поддержку нового кагана. Но в Желтой Зоне его нет. И в Зеленой тоже. Где он?
Лгать в ответ на прямо поставленный вопрос было неразумно.
— Он может быть в Славе, — сказал я. — Он иногда прячется там со своими оркскими подружками. Ну, вы понимаете…
Алена-Либертина кивнула.

___________________

Вечером я показал Кае всю передачу в записи. Она смотрела ее, вытаращив глаза — кажется, даже перестала моргать. А когда она узнала, что Грым и Хлоя теперь будут жить меньше чем в сорока физических метрах от нас (мы с Бернаром-Анри ходили друг к другу в гости пешком по коридору), она так поглядела на меня, что я понял — если внизу война уже кончилась, то в моем доме она только началась.

Так и вышло.

___________________

— А вот она — правда или неправда? — спросил Грым и указал на Каю.
— Для меня правда, — сказал Дамилола. — Особенно в плане кредитных выплат. А что это для тебя, знаешь только ты. Есть вещи, которые являются правдой для одного и неправдой для другого. Из-за них, кстати, и возникает ненависть между людьми.

___________________

Иногда говорят, что многие из глобальных урков — сотрудники оркских спецслужб. Да пожалуйста. По сравнению с этими детьми Биг Биз — одна большая спецслужба, которая одновременно является таблоидом, стиральной машиной, банкоматом, вибратором и кабинкой для исповеди. Пусть себе шпионят. Если мы даже специально начнем им объяснять, как у нас все устроено, они все равно ничего не поймут.

___________________

Ну, и финальное:
Летчики, помните: при любых обстоятельствах главное — запас по высоте. Его всегда можно превратить в скорость. А вот скорость в высоту — уже нет. Ну а хуже всего — это когда ни высоты, ни скорости.

___________________
Ни высоты, ни скорости; ни дна, ни покрышки...

Еврейский поэт Саша Черный: стихотворения и жизнь

В прошлую субботу к нам в Новгород прибыла Юлия Патракова - директор Центра Открытого Еврейского Образования "Эйтан", преподаватель иврита и замечательный лектор. Ранее я уже посещала семинары с участием Юлии - они были великолепные, ни с чем не сравнимые..А на сей раз собравшиеся услышали рассказ о еврейском поэте Саше Черном.



Да - как это ни удивительно на первый взгляд, поэт родился в еврейской семье и носил имя Александр Менделевич (Михайлович) Гликберг. Отец его был человеком с тяжелым характером, и, что нетипично для еврейских семей, где детей стараются слушать и слышать, но не в коем случае не бить, порой позволял себе несправедливо наказывать отпрысков. Дома он появлялся нечасто, в основном находясь в разъездах, и наведывался, что называется, "поменять рубашки". Мать же, Марьям Гликберг, являлась, как бы сейчас сказали, клинической истеричкой. Жизнь детей в таких условиях превратилась в сущий ад: брат Саши Черного ушел из дома, да и сам Саша решился на такой же шаг после того, как пришлось покинуть гимназию из-за конфликта с директором. Аналогичная история, к слову, повторилась еще в нескольких учебных заведениях и, если б не добрый житомирский чиновник, потерявший единственного сына в расцвете лет, Саша наверняка умер бы, бродяжничая и побираясь. Константин Роше приютил скитальца, дал ему доступ в свою библиотеку, где тот принялся глотать книгу за книгой.



Но заниматься самообразованием уже не было времени: настала пора идти в армию. Затем Саша Черный служил на таможне и, наконец, устроился работать на Варшавскую железную дорогу, где познакомился с супругой Марией - согласно Юлиному описанию, "властной женщиной, застегнутой на все пуговицы, которая была на 10 лет старше поэта". Супруга взялась за налаживание связей с редакциями журналов, с издательствами, чтобы оградить поэта от этих мирских забот и создать ему тот защищенный мир, в котором он так нуждался.

Со своей семьей в это время он разорвал все контакты, и в последующем, рассказывая о своей жизни, старательно обходил молчанием все, связанное с отчим домом. Детства, фактически, у него не было; не случилось и своих детей. Горечь сквозит в строках: "Буба она называется, племянница моя. Хотя мы с женой, оба бесплодные смоковницы, имели все основания, взрастив сей парижско-русский продукт, считать ее своей дочкой".

До того, как Саша Черный с женой отправились во Францию, где некоторое время скитались, пока не нашли пристанище на юге страны, он успел повоевать - был рядовым при госпитале. Пожалуй, из всех стихотворений, прочитанных Юлией на этой встрече, больше всего зацепили меня именно его военные стихи. Сатира Саши Черного, на мой взгляд, плоская, сиюминутная, какая-то конъюнктурная; рифма угадывается, как говорится, "за версту"; ценителем детских стихов назвать себя не могу, зато его произведения о жизни и смерти такие проникновенные, будто совсем другой поэт писал:

В прошлом - мирные годы с родными в безоблачном Пскове,
Беготня по урокам, томленье губернской весны...
Сон чужой или сказка? Река человеческой крови
Отделила ее навсегда от былой тишины.

Покормить надо с ложки безрукого парня-сапера,
Казака надо ширмой заставить - к рассвету умрет.
Под палатой галдят фельдшера. Вечеринка иль ссора?
Балалайка затенькала звонко вдали у ворот.

Зачинила сестра на халате последнюю дырку,
Руки вымыла спиртом, - так плавно качанье плеча,
Наклонилась к столу и накапала капель в пробирку,
А в окошке над ней вентилятор завился, журча.


В военном цикле есть описания солдатского быта, чем-то напоминающие "Василия Теркина" - недаром оба произведения рисуют две мировые войны одного и того же страшного века:

У походной кухни лентой -
Разбитная солдатня.
Отогнув подол брезента,
Кашевар поит коня...

В крышке гречневая каша,
В котелке дымятся щи.
Небо - синенькая чаша,
Над лозой гудят хрущи.

Сдунешь к краю лист лавровый,
Круглый перец сплюнешь вбок,
Откроишь ломоть здоровый,
Ешь и смотришь на восток.

Спать? Не клонит... Лучше к речке -
Гимнастерку простирать.
Солнце пышет, как из печки.
За прудом темнеет гать.


Но человек слаб, и далеко не каждый способен, изо дня в день наблюдая торжество смерти, сохранить здравый рассудок. Саша Черный стал сходить с ума в том лазарете, при котором был поставлен служить, а жена его тем временем собрала необходимые бумаги, чтобы муж смог комиссоваться. Поэт - не боец, но легко говорить нам, гражданским, - которые, не дай Б-г, только на пороге очередной глобальной заварухи.



Относительно большевистской власти Саша Черный иллюзий не питал, понимая, что старый мир рухнул, окончательно низвергнулся в пропасть, а в новом ему места нет. Вместе с женой он выехал из России, и до самой своей смерти в 1932 году вынужденный эмигрант Родину не посещал. Есть легенда о смерти поэта - якобы, помогая тушить пожар в соседнем доме, Саша Черный надышался угарным газом, пришел домой, лег и умер. Его собака, Микки (тот самый пес, от имени которого написан дневник), припала на грудь хозяину и...тоже умерла.

P.S. Принято считать (и данное мнение транслируется также Википедией), будто псевдоним "Саша Черный" был избран по причине совпадения имен братьев:

"В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный» — так и появился псевдоним."
Конечно же, эта версия не выдерживает никакой критики - должно быть, поэт, отвечая на вопрос Измайлова, в рецензии которого она впервые встречается, просто выдал первую пришедшую на ум мысль, не задумываясь о ее правдоподобности. В еврейских семьях не называют детей одинаковыми именами, более того - даже одинаковые имена ребенка и родителя - невероятная редкость (разве что отец, например, умер до рождения ребенка). Очевидно, никаких двух Александров - блондина и брюнета - в семье Гликбергов не было; согласно генеалогическим изысканиям, сыновей провизора Менделя Гликберга звали Александр, Владимир и Георгий, а дочерей - Лидия и Ольга.
assassin's creed

Разве Эфрайим дорогой Мне сын?

Еще любопытный разбор с того же хасидского ресурса - по книге пророка Иеремии (Ирмияhу, 31):

«Разве Эфрайим дорогой Мне сын? Разве он любимое дитя? Ведь каждый раз, как Я заговорю о нем, Я долго помню о нем. Поэтому ноет нутро Мое о нем, смилуюсь Я над ним, — сказал Г-сподь.(Ирмиягу 31, 19. Перевод Мосад рав Кук)

То, что на русском языке растеклось мыслию по древу в две строки и четыре предложения, на иврите звучит совсем кратко:

הבן יקיר לי אפרים אם ילד שׁעשׁעים כי מדי דברי בו זכר אזכרנו עוד על כן המו מעי לו רחם ארחמנו נאם יהוה

Далее делается попытка обыграть необычную (с грамматической точки зрения) огласовку под "hа-бен" - обыкновенно ставится просто "патах", то есть черточка, и это означает определенный артикль, но тут под "h" стоит так называемый "хатаф-патах", то есть черточка и две точки, что, по мнению комментатора, должно бы означать вопросительную интонацию всей фразы и, более того, сакральность сего вопроса.

*Залезает в тетрадку по ивриту и продолжает сравнивать*
Действительно, в согласной букве, следующей после определенного артикля с огласовкой "патах", должен по правилам идти "дагеш" - точка, символизирующая "двойную букву". Простейшие примеры, которые нам - ученикам - приводили:

בית--->הבּית (дом)
כיתה---> הכּיתה (класс)
и т.д.

То есть, мы видим - после определенного артикля ה в следующей букве ставится точка (дагеш), а в приведенном отрывке ее нет, зато есть необычная ("вопросительная") огласовка - хотя в оригинале книга Ирмияhу вообще каких бы то ни было огласовок, кстати говоря, не содержит, что видно из вышеприведенной цитаты.

Разобравшись с этим моментом и не найдя его трактовки у иных авторов (т.к. все они говорят об утверждении, а не о вопросе), начинают теоретизировать - тем более, что это очень удобно делать, основываясь на русском переводе. Здесь 4 части стиха, 4 предложения - так почему бы не разложить их по степени глубины толкования и заодно по 4-м мирам?
ס
| סוד, сод (тайна)<-----> Ацилут
Разве Эфрайим дорогой Мне сын? - הבן יקיר לי אפרים
|__________________________________________
ד
| דרש, драш (толкование)<-----> Бриа
Разве он любимое дитя? - אם ילד שׁעשׁעים
|__________________________________________
ר
| רמז, ремез (намек)<-----> Йецира
Ведь каждый раз, как Я заговорю о нем, Я долго помню о нем - כי מדי דברי בו זכר אזכרנו עוד
|__________________________________________
פ
| פשט, пшат (простой смысл) <-----> Асиа
Поэтому ноет нутро Мое о нем, смилуюсь Я над ним - על כן המו מעי לו רחם ארחמנו נאם יהוה

Сверху вниз:

1. Этот вопрос становится утверждением ("переворачивается") на уровне мира Ацилут: сразу же, как только мы спрашиваем - "Разве дорогой мне сын - Эфраим?", помня, что он не гнушался идолопоклонством (חבור עצבים אפרים הנח לו, "Привязался к идолам Эфрайим, оставь его" - hошеа, 4:17). Это высшая ступень - в моем понимании, бесконечная, всеохватывающая любовь к сотворенному.

2. Этот вопрос становится утверждением на уровне мира Бриа, как только мы спрашиваем - "Разве он любимое дитя?", после предыдущей фразы. "Любовь, но с оговоркой" - и действительно, на уровне творения уже нет той бесконечной любви, которой характеризовалась предыдущая ступень.

3. Этот вопрос становится утверждением, когда появляется упоминание. Там довольно непростой комментарий к этому случаю:

"Если также «баловень ли мой» - часть вопроса — и только «когда я говорю о нем — вспоминаю его» - уже переворачивается — то это разум мира йецира, где находится упоминание, «тиферет гуфа», «од» указывает на тело (то, что говорится сейчас — это «летающие буквы» каббалы)."

Мир Йецира - это мир формы, где обретают свое выражение некогда бесплотные идеи; "гуф" (גוף) - "тело", "форма", а центральная (шестая) сфира - Тиферет - считается "телом" в том смысле, что три верхние сфиры (Кетер, Хокма, Бина) - символизируют голову, Гвура и Хесед - руки, Йесод - гениталии, Нецах и hод - ноги, и, наконец, Малхут - стопы.
Признаться, не совсем поняла, как последнее слово - "עוד", указывает на "тело", гематрии ведь разные. Должно быть, тут особая хитрость, которую я пока не разгадала:))

4. Этот вопрос оборачивается утверждением, только когда доходим до финала - "смилостивлюсь над ним, - говорит Ашем". Это последняя ступень, и святость мира Асиа.

Нижней грани нет, как нет и верхней, поскольку любовь может распространяться безгранично, как и ненависть. Если и здесь вопрос не превращается в утверждение, а отторжение не уступает место принятию - значит, речь идет о нисхождении (в мира Асиа нечистоты?), рассматривать которое не имеет смысла.

Подобный пример, по идее, должен иллюстрировать стадии развития того, кто понимает постигающего. Правда жизни: чем выше уровень, которого достигаешь, тем более зловещие силы противостоят - и никто не отнимет у них крылья, на которых они поднимаются в миры, расположенные выше своего обиталища.

Очень автобиографичен и предшествующий стих (в Синодальном переводе - "Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей") - כי אחרי שׁובי נחמתי ואחרי הודעי ספקתי על ירך בשׁתי וגם נכלמתי כי נשׂאתי חרפת נעורי
Надо полагать, "бесславие юности" актуально если не для каждого, то для очень многих - разве что похвастаться намерением обратиться может далеко не каждый.

Возвращение. שומר דלתות שאול

Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность
Иеремия 3:22.



Ты был плохим каббалистом - а точнее, ты таковым вообще не являлся.

Collapse )

..."Шомер длатот Шеол" - именно так это звучит в оригинале. שומר דלתות שאול

О создании мировоззрения "с чистого листа"

Помните? "Давным-давно, в подземном царстве, где не было ни лжи, ни боли, жила принцесса, которая мечтала попасть в мир людей".

"Однажды Душа обратилась к материи и страстно увлеклась ею; в ней возникло желание испытывать телесные удовольствия и она не захотела от него избавиться. Поэтому был рожден мир. С этого момента Душа забыла о себе. Она забыла свое изначальное происхождение, свой истинный центр, свое вечное бытие".

Мой верный друг Офелия!
Там за незримою стеною, солнца свет так ласков,
Там лес шумит, едва одевшийся нежнейшею листвой,
И запах карамели...Я,
Страстью охвачена, любуюсь этой дивной сказкой,
И та, что ближе всех, зовет меня..Бесценный образ твой,

Внушает мне доверие.
Я рождена тобой. Ты от начала непорочна,
Ты блудодействуешь, но святостью осенена...
Мой верный друг Офелия,
Я отворю тайную дверь, хоть не знаю точно,
В какой из мириадов прОклятых миров ведет она.

...Но пир влечет похмелие.
Из света в тьму, от знания - к тщете и омраченью,
В скитании проходит век, все глубже беспробудный сон...
Мой верный друг Офелия!
Замкнут навек порочный круг: страдание - забвенье,
Сквозь все года и поколенья, так и не пройдя эон.

"И страж у врат Эонов искал меня, и все те, кто остался в пределах Таинства, смеялись надо мной... Теперь, о Свет Света, я страдаю во тьме хаоса... Избавь меня от этой тьмы, чтоб я не погрузилась в нее..."

Наверное, вИдение мира или склонность к принятию тех или иных взглядов определяется не столько даже впечатлениями детства (либо же прошлыми воплощениями - для тех, кто принимает эту концепцию; набором базовых навыков и т.д. - нужное подчеркнуть), сколько биологией (гормональный статус, состояние здоровья, наличие\отсутствие генетических сбоев) - что лишь подтверждает примат врожденного над воспитуемым.

А против своей природы идти всегда тяжело, в том числе и в мировоззренческих вопросах; еще сложнее самому встать на место творца, успешно объяснив ключевые моменты существования. Поистине, умение некоторых делать это хоть сколько-нибудь приемлемым образом я считаю настоящим героизмом - видимо потому, что сама напрочь лишена такого таланта умения. Сесть, как посоветовали, "с чистым листком бумаги", убрав в стол все уже известное aka обнулив все точки сборки, представляется мне абсолютно невозможным. Я не только ничего не объясню таким образом, лишь еще больше запутавшись, но и "повисну в пустоте", которой, как известно, природа не терпит.

Будучи сносным компилятором, но так себе криэйтором; хорошим (без ложной скромности) исполнителем, но хреновым начальником; проводником воли, но не ее источником; медиумом, но не магом, индивид едва ли сможет похвастаться изобретением колеса собственной космогонии; ему куда проще будет воспринять по своему усмотрению нечто из уже имеющегося. Наверное, так и должно быть - а новеллы пускай изобретают либо особи с неуклонно прогрессирующим ФМГ истинно просветленные, либо дельцы, жаждущие забарыжить очередной духовный фуфломицин. "Я хочу основать собственную религию: вот где можно отхватить действительно огромный куш"(с), ага.

И надо бы, наконец, сесть за первоисточники, не довольствуясь более суррогатами.

Творческий вечер Дины Рубиной в ЕСОДе

Творческий вечер несравненной Дины Рубиной проходил вчера в Санкт-Перебурге, в еврейском общинном доме (ЕСОД), что расположен по улице Большой Разночинной. Изумительной красоты современное здание, будто бы устремленное ввысь, с прозрачными стеклянными переходами и лифтами, сочетает немало возможностей для отдыха - детского, семейного - и проведения досуга.


Импозантная дама Дина Рубина, появившись на сцене, поведала публике, что нынешняя встреча проходит фактически в домашней обстановке - ведь еще недавно ей доводилось выступать перед двухтысячным залом. Ну а за несколько часов до этого творческого вечера она провела еще один, в магазине "Буквоед". Первым делом писательница поведала несколько забавных историй и пояснила, что она понимает под признанием (я не записывала, поэтому приходится извлекать из собственной несовершенной памяти):


Collapse )