Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

TempleMemory

"Отделил средства от цели". Рав Михаэль Гитик о сюжетах первой книги Торы

"Кто не знает про три и про семь, с теми вообще разговаривать не о чем"(с)



Ранее я уже публиковала выдержки из семинаров рава Гитика; на сей раз немного расскажу о встрече, прошедшей в минувший четверг (как быстро летит время!), в ходе которой речь шла не только о духовных материях, но и о вполне себе приземленных вещах, оказывающих влияние на всю нашу жизнь. Впрочем, хорошо известен факт о всеобщей взаимосвязи, и для юноши, обдумывающего житье субъекта мыслящего не является секретом существование духовных, скрытых корней у всяких видимых нам явлений. Прежде я находила ответы на свои вопросы в рамках идеи, описывающей мир как систему конфигураторов; в дальнейшем, конечно, это представление расширилось по мере постижения основ.

...Желание всегда проистекает от недостатка. Всегда ли? Вроде бы верно: например, я голоден, поскольку давно не употреблял пищу; в желудке ее нет, и я начинаю хотеть кушать. Когда же я сыт, то уже не могу хотеть есть, - желание насыщается, и вот, оно уже исчезло; таким образом, желание по определению противоречит полноте (удовлетворенности желания). Но есть одно желание, не противоречащее полноте: желание жить. Ведь я уже живу (желание удовлетворено), однако все равно хочу жить [По-моему, здесь попросту языковые игры - Ж.Н.]
Желание Вс-вышнего создать мир проистекало не из того, что Он (не дай Б-г) нуждался в мире, а из того, что он хотел "насладить творение" (или, чтобы это звучало не столько странно для русскоговорящего - "Создав творение, Он дал творению возможность наслаждаться").

Элиэзер Менахем Шах: зачем мы читаем Тору каждый год, по недельным главам? Дело в том, что еврейский год имеет топографию, которая связана с топографией души. Недавно мы вновь начали с книги Берейшит (как зачастую переводят - "Вначале", в русском синодальном переводе - "Книга Бытия"), и первая строка звучит так:

בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ
["Берейшит бара Элоhим эт hа-Шамаим веэт hа-Арец"; "Вначале сотворил Г-сподь небо и землю"]


ברא ("бара") - состоит из בר ("бар") и буквы א (алеф), которая является символом Вс-вышнего. В то же время, "бар" - на арамейском "сын", но также имеет значение "дикий", "отдельный" (то есть, "дикий" не в смысле "необузданный", - для этого есть отдельное слово, פרא, применяемое к Ишмаэлю, названному в Торе "пере адам", "человек-дикарь", а в смысле "кошка, которая гуляет сама по себе"). Если переводить не канонически, как мы привыкли, а учитывая эти смыслы, то придем к выводу, что перевод получится совсем иным: "Ради "рейшит" (на объяснении подробно не останавливались, поскольку все объяснено в других уроках) отделил Вс-вышний средства от цели". Средства и цель, таким образом, были соединены (как мы помним, в Эйн Соф желание и объект желания - это одно), а теперь они стали отдельными.

Число 2 символизирует законченность (два начала: мужское и женское). В Имени Вс-вышнего - Тетраграмматоне - первые две буквы образуют самостоятельное Имя ("йуд" - полнота, желание дать; первое "hей" - получение). То есть, сформирована система, состоящая из желания дать (רצון להשפיע) и желания получить (רצון לקבל), и больше этой системе, казалось бы, не нужно ничего. Что можно добавить к совершенству? Но есть еще буква "вав" (гематрия 6) - канал, по которому Свет спускается в мир, а также каждый из нас, который в этом мире живет (малый мир, вторая "hей").

Но, если учитывать привычный всем нам перевод (это уровень "пшат", простой смысл), согласно которому, небо (שמים) сотворено в первый день, то что же произошло в четвертый день, когда были созданы светила? В четвертый день тоже о создании неба повествуется? Как уже упоминалось выше, в первый день была отделена цель, духовный корень всякого материального объекта ("шамаим" - "небо" происходит от שם, "шам" - "там"). А земля (ארץ, "арец") происходит от רץ ("рац", глагол לרוץ, "ларуц" - "бежать", "стремиться"). Это - суть средства. Далее возникает вопрос: сотворил из чего? Ex nihilo? В замысле уже присутствовало все, а для нас это действительно может быть "ничто" (хрупкие сосуды не воспринимают такой Свет, и, даже восприняв, разрушаются).



Существует два подхода к реальности, два пути развития: земной, который был избран Каином (хозяином, владетелем, прочно стоящим на земле), и духовный, путь hЭвеля (на который дается намек в его имени - "пар", нечто воздушное, неземное, высокое).
Сказал Эсав:
- Ну и дурак же был Каин! Нужно было дождаться, пока Адам умрет, чтобы он уже не соединился с Хавой и не родил новых детей, и уже тогда.. [Интересно, почему Эсав не предложил дождаться смерти Хавы? - Ж.Н.]
Сказал Амалек:
- Ну и дурак же ты был, дедушка Эсав. Дожидался смерти Ицхака, в то время как у Яакова уже были дети. А надо было окончательно решить вопрос. [Нам остается констатировать факт - "Ну и дурак же ты, Амалек, хотя и назван первым из народов" - Ж.Н.]
Мы ведем свое происхождение от Шета - третьего сына Адама, чье имя переводится как "основа". Потомки Шета должны принять, что их удел - быть человеком, уровень которого - не проклинать Вс-вышнего при любых обстоятельствах.

Кроме как потомки Шета ["...разгромит всех сынов Шета", - отчего-то тянет цитировать Билъама - Ж.Н.], мы еще и потомки Ноаха (Ноя). Неевреи так и зовутся в традиции иудаизма - "бней Ноах" (בני נח), или ноахиды. О Ноахе также рассказывается в книге Берейшит, а "Шулхан арух" называет его "дважды праведником" - в поколении Потопа и в поколении Вавилонской башни. Праведник - это не тот, кто любит людей, а тот, кто любовь к себе перевел в правильное русло, и любит себя так, как и других. Наша проблема - не в отсутствии любви к другим, а в излишне трепетном отношении к себе. Необходимо любить себя и других одинаково, тогда мы будем праведниками. Праведник относится к себе, как к другим, а многие из нас себя любят неимоверно, причем за то, что им дано и что им, по сути, не принадлежит. И ладно еще, если любят за внешность, но многие оправдывают особое к себе отношение интеллектуальными способностями, разумностью и сообразительностью. Так ведь эти способности тоже не наши, они нам даны, и за них спрос будет больше, чем с того, кому они не даны. Так что это скорее повод для "многой печали". Христиане, думаете, что-то новое придумали с культом юродивых и разного рода дурачков? Нет, они готовенькое взяли. С дурака спрос какой? Всяко меньше, чем с того, кому много дано и с кого много спросится в дальнейшем. И за счет этой меньшей ответственности духовный уровень у дурака будет выше.

Ноах считается не только цадик (праведник, или еще одна трактовка: "оправдывающий Вс-вышнего"), но и "тамим" (תמים - "простой", "наивный"), - то, что у духовных наследников Рима называется "святой простотой". Когда представители развращенного поколения предъявляли ему рациональные доводы, он, как тот иностранец из известного романа - "Не понимай... русский говорить...", - демонстрировал свою наивность. Змей всегда приходит с ratio, и его аргументы железобетонны и увесисты, как могильная плита [Я забыла задать вопрос: если животные - это биороботы, а ангелы - это духовные роботы, то какова природа этого интересного существа? Двойственность, но как она реализуется? Спросила только про народ, которому он покровительствует - Ж.Н.]. Что можно противопоставить таким доводам? А ничего, кроме единственного: "Змей, ты абсолютно прав. Ты прав, а Вс-вышний бесконечен, и я буду слушать Его, а не тебя". Вы же видите, что тут что-то не то? Ну и не ведитесь. Хава и Адам не учли этот момент, и что? Не "открылись глаза их", как часто читают, а "изощрились" - ותפקחנ עיני (корень פקח), и стали они замечать теневые стороны жизни, что есть не-жизнь. А святой наив - он ведь не замечает грязных намеков, он прямо говорит - "Я не понимаю":))

Авраhам, еще один герой Берейшит - десятое поколение от Ноаха. Результат какого-либо действия (Малхут) от нас не зависит; задумка, мысль, изначальный план (Кетер) - тем более не наши, от нас нужно только отношение; мы - странники, идущие и проходящие. Для этого было создано время ["Вы говорите, время идет? Безумцы, это вы проходите!"(с) - Ж.Н.]. Авраhам назван "hа-иври" (אברהם העברי) - "проходящий", "перешедший". Куда повелел ему идти Г-сподь в нашей недельной главе Лех Леха" (обсценную лексику и традиционное "Иди к себе" оставляем в стороне)? Повеление касалось ухода из:
- твоей страны (окружение, воспитание в среде);
- твоей родины (место рождения, генетика);
- дом отца твоего (родственные связи).

[Здесь предлагают чуть иной взгляд, но корреспондирующий сказанному выше - Ж.Н.].

Мы имеем возможность сделать выбор, выбрав жизнь или смерть. Мы выбираем именно жизнь, не добро. А жизнь, в свою очередь - не цель, а только средство для того, чтобы делать добро.

В книге Берейшит рассказывается также о том, как Авраhам и Сара (тогда еще - Аврам и Сарай) спускались в Египет, куда затем отправился и Яаков с сыновьями, и где евреи долгие годы были рабами фараона.

Уровни понимания:
1. Пшат - простой смысл: действительно, Сара была сестрой Авраhама, о чем он честно сообщил ("дочь отца моего, но не дочь матери моей"). На самом деле, бней Ноах могут жениться на сестрах по отцу, а евреи не могут, и в этом сложность, поскольку праотцы соблюдали всю Тору до ее дарования. Но и тут есть лазейка - Авраhам все-таки вел речь о племяннице, называя ее сестрой (самая близкая родственница, на которой можно жениться - это племянница). Тем не менее, даже если Сара была взята во дворец фараона в качестве сестры, позиция Авраhама сомнительна [Мы все подумали об одном и том же, да - Ж.Н.].

2. Ремез - намек: Авраhам полагал, что, прежде чем взять Сару к себе в качестве жены, фараон придет с подарками ("чтобы мне было хорошо благодаря тебе"), и уж тут-то Авраhам, обладая необыкновенной силой убеждения, объяснит ему, что и как, после чего свои гнусные мысли фараон оставит. И убить Авраhама, чтобы забрать себе Сару, он тоже не сможет, не уронив свою честь, поскольку уже принес дары. Авраhам не учел одного - у фараона даже мысли такой не возникнет: идти с подарками и договариваться о женитьбе, ведь, действительно - Кто же не хочет стать фараоншей? О чем тут разговор может быть вообще - всякая захочет.

3. Драш - толкование: в нашей жизни, в том числе в семейной, нас рано или поздно настигают кризисы ("голод в стране"). Это опасное время, когда нужно мобилизовать все силы и действовать с целью преодоления этой ситуации, иначе - крах. Мужское и женское начало, переживающие этот кризис, выходят из него обновленными, после чего следует расцвет отношений ("Аврам был очень богат — и стадами, и серебром, и золотом").

4. Сод я не запомнила, - видимо, рано мне об этом уровне помышлять:))



З.Ы. Хотела еще о политике добавить - о том, как мерзость перед войной Гога и Магога перестает маскироваться; зачем нас лишают последней надежды и когда можно начинать готовиться к встрече Машиаха, но...наверное, в другой раз.
promo nibaal december 29, 2012 03:55 1
Buy for 10 tokens
"Cобирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании". Х. Витал 1. Возвращение. Часть I. Основы 2. Возвращение. Часть II. Практика 3. Возвращение. Часть II. Практика-2 4. Возвращение. Часть II. Практика-3 5. Возвращение. Оплот последней надежды…

"...Рисовала крокодилов и священнослужителей"

В минувший понедельник я имела несчастье в не первый (и, пожалуй, даже не в сто первый) раз посетить ЦПЭ УВД на ул. Санкт-Петербургской, д. 60 в нашем Б-гом забытом городке - даром что "Санкт-Петербургской" у меня уже давно стала не только крупнейшая новгородская улица, но и вся жизнь, а вот в родной городок я давненько не заявлялась...


Направляясь к следователю, я прекрасно осознавала, на какие бессмысленные вещи трачу свое драгоценное время. Он, по-видимому, придерживался тех же воззрений, потому и подытожил свершившийся разговор фразой - "Да..боремся мы тут с ветряными мельницами..."
Но прежде предо мной материализовались два фиговых листочка, в коих плескалась такая бездна незамутненного ничем рациональным абсурда, что я, как та Алиса над обрывом кроличьей норы, растерялась и замерла в раздумье: неужели человеческий разум и впрямь оказался способен породить настолько роскошный сюр?

Перед глазами плавали обрывки фраз: "Я, предприниматель и общественный деятель, Никонов Андрей Владимирович, состою на учете в наркологическом диспансере "Катарсис", "живу в общежитии на Космонавтов, д.8, где она разбила мне окно из оружия", "звонила и угрожала мне мужским голосом от имени "Алены Ивановой", "безработная, которая работает на Форуме умных людей", "рисовала мои фото с крокодилами и священнослужителями"...Мой рассудок не сдюжил, и я попросила следователя выдать мне копии этих шедевров, дабы можно было сохранить их для потомков. Правоохранитель, увы, отказался, и мне, к сожалению, пришлось удовлетвориться тем, что смогла почерпнуть из кладезя мудрости моя скудная память.

Ответив - "Окна не бью, оружия не имею, телефона этого господина не знаю, как и "Алену Иванову"; на Форуме не работаю, крокодилов не рисую, не причастна, не привлекалась, не употребляю...", я с удовольствием завершила эту милую беседу и была такова. Следователь тоже вздохнул с облегчением - такой груз с его души упал...Напоследок спросила еще про подругу Никонова, мадам Ярцеву - гражданин начальник поморщился, состроив кислую мину - так, что все стало понятно без слов, и махнул рукой - "А, ну ее"...

А между тем кто-то разбил единственное еще не пластиковое окошко по адресу, где я раньше жила, причем обитатели квартиры утверждают, что случилось это в пять утра, и что, выскочив на улицу, они увидали пьяную бабу, которая, хохоча и приплясывая, убежала вон. Что это было, они так и не взяли в толк. Если произошедшее представляет собой своего рода месть (непонятно, правда, за что? За тараканов в чужой голове?), то я могу лишь поблагодарить - наконец появился реальный повод вставить стеклопакет.
TempleMemory

Адвокат или прокурор: правильное отношение к реальности с точки зрения Каббалы

С шабатона, что был проведен равом Гитиком на прошлой неделе, осталось несколько часов записей, расшифровывка которых длительна и, пожалуй, не столь уж и необходима (даже не беря в расчет то обстоятельство, что разрешения на публикацию этих записей я не спрашивала). Именно поэтому будет разумным вкратце изложить некоторые идеи, которые мне довелось если не понять, то хотя бы услышать, дабы всякий, кому это интересно, имел возможность с ними ознакомиться.

...Когда я пыталась отрефлексировать услышанное в ходе шабатона, единственная крутившаяся в сознании мысль постулировала сложность материала:



И верно: к такой концентрации сведений, непростых для восприятия, я не была готова. Тогда же я отметила, что, раз даже на этом уровне, в теории, все плохо, то о постижении опытным путем и речи быть не может, и что качество, если можно так сказать, "знаний" характеризуется выражением - "Слышала звон, да не знает, где он". Но, пускай и примитивнейшем образом, изложенные нам на шабатоне концепции передать можно, а за всем остальным - к раву Гитику:))


[Доску я сфотографировала уже по завершению Шабата - впрочем, многие из присутствующих находились "не в Шабате", поэтому вряд ли в моем действии было что-то крамольное]

Что означают надписи внизу экрана - "оправдывать" и "признавать виновным"? Они имеют прямое отношение к понятиям "праведника" и "злодея" ("мерзавца", как называет рав Гитик). Если рассматривать корни иврита, то корень "цади-далет-куф" (צדק, "цадик") имеет отношение к оправданию; так, значение глагола להצדיק ("леhацдик") и есть - "оправдывать". Цадик - не просто абстрактный "праведник", но тот, кто оправдывает мир, а значит, и Вс-вышнего, этот мир создавшего. На противоположной стороне - злодей, רשע ("раша"), и что делает злодей? Он мир обвиняет (להרשיע, "леhаршиа"), признает виновным. Таким образом, праведник выступает как адвокат, а злодей - как обвинитель, принимая на себя здесь, в материальном мире, функцию своего аналога в высших мирах (Сатана, "небесного прокурора").

Из вышеизложенного следует простая градация:

1. Уровень человека (Бней Ноах) - запрет проклинать Вс-вышнего. Соответствующая запрещающая заповедь ("не делай") действительно дана потомкам Ноаха, и предполагает она запрет богохульства. Таким образом, нарушающий ее как бы падает с уровня "человек" на уровень "злодей", а понижение уровня неизбежно вызывает отрицательные последствия. Насколько я поняла, существует возможность возвращения - тшувы (תשובה), хотя вину за осквернение Имени (хилуль Ашем) искупляет только смерть. Это же явствует и из недельной главы, "Эмор",

[Однажды] появился среди сынов Израиля сын израильтянки и египтянина, и этот сын израильтянки подрался в стане с [другим] израильтянином. Сын израильтянки хулил и проклинал Имя [Господа], и привели его к Моше. А имя матери его — Шуламит, дочь Диври из колена Дана. Поместили его под стражу и [стали ждать] решения по слову Господа.
Господь сказал Моше:
— Выведите хулителя за пределы стана, и пусть все слышавшие возложат руки ему на голову, и пусть вся община забросает его камнями.
А сынам Израиля скажи: “Всякий, кто будет проклинать своего Бога, понесет [наказание за] свой грех.


На тот момент оскверняющий Имя не считался евреем (и назван "сыном израильтянки"), жил он вместе с эрев рав, толпой иноплеменников, вышедшей вместе с евреями из Египта, вне стана. Но вести себя хотя бы на уровне "человек", соблюдая запрет проклинать Б-га, он был обязан, поэтому, нарушив его, поплатился смертью.

2. Уровень еврея - запрет осуждать Вс-вышнего. Если предыдущий уровень представляется многим невероятно высоким (как известно, обстоятельства бывают разные, и порой сложно удержаться от возмущения происходящим или не воскликнуть в порыве праведного гнева - "Нет справедливости в мире!"), то про это состояние и говорить нечего: недосягаемо оно для большинства. Может быть, потому и говорится, что настоящие герим (прозелиты) редки? Не осуждать мир, не видя полную картину происходящего и не ощущая высшую справедливость (на этом уровне все "70 сторон понимания" еще недоступны) - ой как непросто. Для человека, который готов нести бремя заповедей и не осуждать, переход с первого на второй уровень на практике осуществляет посредством гиюра.

3. Уровень праведника - повеление оправдывать Творца. Кое-что об этом уровне я писала ранее, позволю себе процитировать:

"А как на самом деле? На самом деле, принимается лишь бескорыстное служение, намерение которого - "ли шма" (לשמה, "ради Творца"), но большинству людей, ограниченных в своем эгоцентризме, крайне непросто вырваться из этой ловушки, выйти за рамки, ограниченные собственными нескончаемыми желаниями. Но, постепенно совершенствуясь, приходя к высшей ступени этого уровня - "не осуждай [Творца]", можно достичь статуса праведника, а праведник не только не осуждает, но и оправдывает как Творца, так и сотворенный Им мир, благодарит и за добро, и за зло (отсюда להצדיק - "леhицадик", "оправдывать"), в то время как осуждающие, рассчитывающие исключительно на награду - злодеи (от להרשיע - "леhирашиа" "признавать виновным", "обвинять"). А как от позиции "не осуждать" сделать переход к более высокой - "оправдывать", от пусть завуалированного старательным образом, но все еще эгоизма, к служению во имя Творца? Необходимо пытаться работать не на результат и тем самым выйти на край дозволенного эгоизмом, на границу альтруизма, и уже там, возможно, если повезет, получить в подарок личное избавление, оно же - "келей hа-шпаа" (כלי השפעה, "инструменты\сосуды для давания"). Но обладать ими, стать носителем этой щедрости, будучи запертым в рамки эгоизма, невозможно - лишь "рейды, проходящие на этой границе", к которой едва приплелся усталый путник, дают ему шанс на удачу..."

Праведников крайне немного, и нам с вами ими, похоже, не быть. Наверное, все помнят слова Торы о том, как Авраhам "торговался" со Вс-вышним, пытаясь спасти город Сдом:

"Сказал [Авраѓам]: — Да не прогневается Господь! Я спрошу напоследок: а если найдутся там десять [праведников]? — Не уничтожу [города] и ради этих десяти, — ответил Он."

Точно так же, и мир наш не разрушается благодаря тому, что в нем остаются 36 праведников: они оправдывают Вс-вышнего и созданный Им мир, и, соответствующим образом, своим существованием оправдывают существование мира.

4. Уровень полных праведников (צדיקים גמורים) - остался нераскрытым, и доселе овеян тайной...Впрочем, нам ли, недостойным, о нем задумываться?

Не знаю, насколько корректными будут мои аналогии, то логично предположить, что уровень первый соответствует сфире Малхут, уровень второй - Зеир Анпин (от Йесода до Хеседа; табличка справа внизу расписывает все семь ступеней\сфир), далее следует пересечение Бездны (через Даат к Бина и Хохма), а полный праведник - получается, это уже Кетер. Наверное, есть смысл еще раз напомнить, что сфира - от корня "самех-фей-рейш" (ספר), который имеет, помимо прочего, значение - "счет". Мы все время считаем, оцениваем, и оценка - осуждающая или оправдывающая - данная миру, наше субъективное к нему отношение, при учете вышеприведенных уровней - и есть то, что от нас требуется.

От темы счета рав Гитик перешел к разговору о времени (זמן), которое, к тому же, на иврите означает еще и "возможность". У нас есть только настоящее, мы смотрим на мир будто через узкую бойницу, видя постоянно меняющиеся кадры. В книге Ольги и Сергея Буковских, посвященной Роберу Бартини, приводится описание похожего взгляда на сущность времени:

"Если будущего еще нет, а прошлого уже нет, что же остается? Нечто эфемерное, соединяющее одно небытие с другим. Не имеющее длительности, вечно ускользающее от наших попыток рассмотреть и дать определение. Настоящее логически противопоставлено будущему и прошлому. Если нет ни того, ни другого - нет и настоящего. Это значит, что мир наш вообще не существует! Единственный способ избежать абсурда - признать, что все времена существуют одновременно. Дорога не исчезает после того, как мы прошли по ней. И уж совсем глупо утверждать, что озеро, которое вот-вот покажется из-за поворота, не существует - только потому, что мы его не видим! Обычный человек видит только синхронный с ним "кадр киноленты".

Настоящее, как полагает рав Гитик - это правильное отношение к реальности, а правильное отношение только одно - исправление промаха первого человека. Первый человек загнал нас своим поступком в реальность Даат (разумения).

...А самое потрясающее впечатление от шабатона - это, безусловно, чаямый (и от этого не менее пугающий) ответ на вопрос "Когда?", когда завершится галут и придет Конечное Исправление? Впрочем, поскольку вычисления сроков крайне нежелательны (а тем, кто этим занимается, лучше вовсе не рождаться, как сказано в трактате Санhедрин), то не стану и распространяться на сей счет.



З.Ы. По странному стечению обстоятельств, по дороге на шабатон ко мне пристал пророк Билам странного вида старик, спросивший для вида - "Закурить не найдется?" "Где набережная канала Грибоедова?", хотя мы мимо нее и шли, а затем начавший звать на какую-то выставку картин. Увидев, что я вяло реагирую на его предложения, случайный собеседник принялся расспрашивать, когда у меня день рождения, а на изумленный вопрос - "Зачем это вам?" - заявил, что знает толк в астрологии. Я хотела процитировать ему слова, собственно, Билама, но решила, что не в коня корм встретившийся мне гражданин и сам в курсе. Уже потом, погуглив телефон, который он мне дал, обнаружила, что номер принадлежит некоему Мастеру Рейки, практикующему "раскрывание энергии чакр", модные нынче системные расстановки и прочую аюрведу. Некоторое время назад обладателю номера не повезло - в его квартире случился пожар, в котором едва не сгорела вся семья (собственно, в группе, посвященной сбору средств, я и обнаружила телефон). Поаккуратнее надо с нью-эйджем, можно обжечься - впрочем, сказанное к любым духовным практикам относится.

"Паамаим ки тов"

Рассказывали нам недавно, что в Талмуде, в трактате "Кидушин", встречается такая фраза - פעמיים כי טוב ("паамаим ки тов"), "дважды хорошо", и относится она ко дню, когда, собственно, следует играть свадьбы (или, если точнее, проводить обряд посвящения - собственно, кидушин, предшествующий непосредственно נישואין, свадьбе). Правда, я трактат "Кидушин" открыла, но искомой фразы там не нашла - видимо, это демо-версия трактата:))

День, в который жениться "очень хорошо" - вторник. Выводится из написанного в Берейшит:

וַיִּקְרָא אֱלֹהִים לַיַּבָּשָׁה אֶרֶץ וּלְמִקְוֵה הַמַּיִם קָרָא יַמִּים וַיַּרְא אֱלֹהִים כִּי טוֹב
[...]
וַתּוֹצֵא הָאָרֶץ דֶּשֶׁא עֵשֶׂב מַזְרִיעַ זֶרַע לְמִינֵהוּ וְעֵץ עֹשֶׂה פְּרִי אֲשֶׁר זַרְעוֹ בוֹ לְמִינֵהוּ וַיַּרְא אֱלֹהִים כִּי טוֹב
וַיְהִי עֶרֶב וַיְהִי בֹקֶר יוֹם שְׁלִישִׁי

Б-г назвал сушу землей, а стечение вод назвал морями. И увидел Б-г, что [это] хорошо.
Земля произвела растения: травы, дающие семена, по их родам, и деревья, приносящие плоды с семенами, по их родам. И увидел Бог, что [это] хорошо.
Настал вечер, настало утро — третий день.


Поскольку, в соответствии с еврейским календарем, неделя начинается с йом ришон ("дня первого"), в известной традиции определяемого как воскресенье, второй день - понедельник, третий - вторник. Но вот незадача - "паамаим ки тов" по Берейшит - не только вторник, но и пятница ("день шестой"), поскольку и про пятницу тоже говорится - "дважды хорошо":

וַיַּעַשׂ אֱלֹהִים אֶת חַיַּת הָאָרֶץ לְמִינָהּ וְאֶת הַבְּהֵמָה לְמִינָהּ וְאֵת כָּל רֶמֶשׂ הָאֲדָמָה לְמִינֵהוּ וַיַּרְא אֱלֹהִים כִּי טוֹב
[...]
וַיַּרְא אֱלֹהִים אֶת כָּל אֲשֶׁר עָשָׂה וְהִנֵּה טוֹב מְאֹד וַיְהִי עֶרֶב וַיְהִי בֹקֶר יוֹם הַשִּׁשִּׁי

Бог создал зверей земных по их родам, животных по их родам и пресмыкающихся, [ползающих] по земле, по их родам. И увидел Бог, что [это] хорошо.

Бог оглядел все, что Он создал,—оно [было] очень хорошо. Настал вечер, настало утро—шестой день.


Характерно (и мною выделено), что в последнем случае не просто "хорошо", а даже "очень хорошо" (טוֹב מְאֹד), но, поскольку несподручно праздновать свадьбы в пятницу, то Талмуд этот вариант хорошего тактично обходит стороной:))

Если смотреть по пшату Берейшит, то видится необычным также и то, что не благословлен второй день. Почему? Согласно Раши, потому что труд не был завершен, а завершился только на третий день, поэтому в третий день - "паамаим ки тов". В таком случае, логичен вопрос, почему в "йом шиши" (шестой день) - два благословения, ведь там же не было продолжения творения, не законченного в предыдущий день?

Мне же кажется, что тут можно рассмотреть некий элемент "тайны", סוד - возможно, если в русле каббалистической традиции ставить каждому дню в соответствие сфиру из числа семи нижних, как это делается при счете омера, то третий день, вторник, будет соответствовать сфире Тиферет (срединный столп), и шестой день, пятница - тоже сфире срединного столпа, Йесод. А понедельник ("день тяжелый";)) - Гвура, и это уж точно не есть хорошо.
TempleMemory

О петербургской Хоральной синагоге и очередном насущном вопросе

Кто подлил мне в питье дурман? Буллан? С него станется. Или иезуиты?
Или же франкмасоны? Что у меня общего с франкмасонами?
Евреи! Вот кто подлил.
Умберто Эко, "Пражское кладбище"


Побывала сегодня в Хоральной синагоге Санкт-Петербурга, на ярмарке еврейских знаний и развлечений. Нашла ее довольно быстро, от Спасской\Садовой минут 10 ходу. Прохожие у меня еще и спрашивали, как до метро добраться - я им тыкала в навигатор, пытаясь объяснить дорогу.



Взяла там листовок с описанием предлагаемых культурных программ, попробовала цимеса (а заодно и посмотрела, как его готовят), зашла в кошерный магазин, где приобрела хумус и тхину (точнее, חומוס עם טחינה и просто тхина).


[Процесс приготовления и поедания цимеса идет полным ходом]

Хумус мне очень понравился - съела полбанки, да еще и угостила мужа им и знакомую. Под курицу с макаронами он отлично пошел. А вот к тхине я осталась равнодушна - наверное, потому, что не довела ее до ума: на упаковке было указано, что необходимо добавить воды, лимонного сока, соли, оливкового масла, перемешать все тщательно, и только после этого лопать. Я же попыталась слопать сразу, поэтому результат не впечатлил.


[חומוס עם טחינה]

Одно лишь печалит - никого я в этой общине не знаю, кроме David Dan, которого видала раньше на семинарах, проводимых Сохнутом. Да вот только он меня не узнал - а может, просто не заметил...Вот так и живем.

З.Ы. Продолжая тему - понимаю, что вопрос мой прозвучит странно и, возможно, даже глупо (если кто-нибудь, окромя моих провинциальных обожателей, вообще читает эту ЖЖшку), но я его таки задам. Проверяя одну любопытную версию, я столкнулась не просто со скудностью сведений, а с полнейшим отсутствием информации, прямо гробовым безмолвием. Даже в генеалогических базах, где было представлено семейное древо искомого субъекта, присутствовали записи об отце, сестрах, жене, но не было никаких данных о матери. А ведь субъект, прямо скажем, не последнюю роль сыграл в истории минувшего столетия, а значит, и биография должна была освещаться вплоть до малейших деталей.
Итак *барабанная дробь* - интересует некто Шверник, Николай Михайлович, 1888 г.р., место рождения - г. Санкт-Петербург, в лучшие свои годы он занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР; и соответственно, о его матери тоже хотелось бы узнать хоть что-то (для начала - хотя бы имя). Или мне сразу навострять лыжи в петербургский архив, благо тут недалеко?

Делегация "Джойнт" посетила Новгородчину

В четверг представители еврейской благотворительной организации "Джойнт" (JDC, "Американский еврейский объединённый распределительный комитет"), старейшей из существующих в мире, посетили наш город и прибыли в еврейский центр "Хесед", где оказали посильную помощь в подготовке к предстоящему ремонту. Благотворители, проживающие в различных городах США и Европы, вместе с сотрудниками центра и участниками еврейской общины Великого Новгорода, приводили в порядок стены одной из комнат в офисе организации:



Директор Новгородского общества еврейской культуры, Евгения Альтшулер, выступила перед гостями, рассказав о городе и о деятельности в рамках общины:

- У нас 400 пожилых людей, с которыми мы работаем; есть большая община (человек 600-700), живут не только в Великом Новгороде, но и в районах области. Мы помогаем непосредственно пожилым людям в их нуждах, оказываем патронажную помощь, а также материальную помощь в виде продуктовых наборов. В тесном контакте работаем с раввином Великого Новгорода Яковом Соминским.




Гости трудились с огоньком, и к концу первого часа своей работы очистили от старых обоев все стены помещения:




После мероприятия все его участники переместились в отель "Береста палас", где смогли пообщаться с раввином Яковом Соминским и пообедать. Затем их ожидали прогулки по городу и обширная экскурсионная программа.

TempleMemory

Живописец Бездны

В главе Вайелех Г-сподь предупреждает Моше, что тот скоро умрет, а народ примется служить чужим богам, "блудить с ними", и последствия этого служения будут ужасны:

Я оставлю их, сокрою от них Мое лицо, и [враги] поглотят их. Постигнут их многие беды и несчастья, и воскликнут они в тот день: ‘Не потому ли, что нет с нами нашего Бога, постигли нас эти беды?!’

Здесь же встречается упоминание об Эстер Паним, Сокрытии Лика, которое настигло евреев в персидском галуте (события Пурима), и повторялось в истории еще не раз. И далее народ слышит песнь, приводимую в следующей главе (Гаазину), в которой меня заинтересовало выражение:

יִמְצָאֵהוּ בְּאֶרֶץ מִדְבָּר וּבְתֹהוּ יְלֵל יְשִׁמֹן יְסֹבְבֶנְהוּ יְבוֹנְנֵהוּ יִצְּרֶנְהוּ כְּאִישׁוֹן עֵינוֹ
Он нашел его в пустынной стране, в воющем хаосе пустоты. Защищал Он его, опекал, берег, как зеницу ока.


А, если быть точной, интересна первая часть - "Имцаэhу беэрец мидбар уветоhу йелель йешимон".

Очевидно, речь идет о Египте - стране, где активно практиковалось колдовство ("Нет колдовства, подобного колдовству Египта" - Авот дэ-раби Натан 1, 28), именно поэтому и сказано "ветоhу" (верхняя - впрочем, логичнее будет обозначить ее как раз "нижней" - одноименная клипа, символизирующая Хаос). Затем "йешимон", пустота (в привычных определениях это клипа בהו, "боху") - я не сразу поняла этимологию слова, но потом выяснила, что оно происходит от שממה ("шмама") - пустыня (однокоренное שוממ - пустой, корень: шин-мем-мем). Исходя из этого, последнее соответствие установить несложно: "йелель" - клипа "хошех" (חושך), хотя это чисто теоретические выкладки. О практике кое-что пишет магистр Dragon Rouge, опус которого я недавно отыскала с немалым трудом, и он подтверждает, рассказывая о клипе Бины:

"В этих туннелях можно также услышать доносящиеся эхом странные звуки из высших сфер из-за пределов Вселенной. И в этом самом тёмном месте тьма, наконец, вспыхивает и превращается в свет..."

"Воющий хаос пустоты" как он есть. Подробно изучать это, однако же, автор не советует никому, и не зря.

Эту крошечную цитату легко сопоставить с виршами известного выкреста:
..The abyss yawns gaping night to both of us,
If you sink down, smiling, I'll follow you,
And whisper to you, "Down! Come with me! Comrade!"


...Вместе с евреями из Египта вышла "многочисленная смешанная толпа" ("эрев рав", ערב רב), еще называемая "большим сбродом". Об этом сброде много и подробно написано (в т.ч. ребе Лайтман не обошел тему стороной, но я его не читаю), и порой даже спустя века без особой сложности можно угадать, кто из числа потомков эрев рав, а кто - нет. В "Мистике Зоhара" толкователи раскрывают, из кого формировался "большой сброд":

"По преданию, во время казней погибла треть евреев, не сумевших оставить сущие ценности и обратиться к будущему. Вместо них вышли благоразумные представители других народов: 'Большое смешение поднялось с ними' - один народ с одним языком, все волшебники и чародеи Египта были там, как написано 'и сделали также они, чародеи египетские' (Исх. 7:11) - хотели противостоять чудным делам Всевышнего, но обратились к нему, увидев сделанные Моисеем чудеса' (Зогар, Когда будешь исчислять 60)."

Вот и этот живописец Бездны, ИМХО, из оных. Дедушка Климов им доволен:))
TempleMemory

Иудаизм и гнозис: София Эхамот

Наткнулась на работу об иудейской подоплеке гностического мифа авторства некоего МакРэя, где он ссылается на тексты Наг-Хаммади и пытается обнаружить общности и различия, чтобы их в дальнейшем проанализировать. Таковых было найдено 25, но важнейшего нюанса, несомненно свидетельствующего в пользу единой основы двух традиций, я там не обнаружила. Лишь вскользь автор упоминает о Софии как древе жизни, апеллируя к апокрифу Иоанна (датировка которого, наряду с другими т.н. "новозаветными" апокрифами - II-III в.н.э.), где оное позиционируется в качестве "орудия архонтов":

"И архонты взяли его и поместили в раю. И они сказали ему: "Ешь",- то есть неторопливо. На самом деле, их наслеждение горько и красота их порочна. И их наслаждение обман, и их деревья нечестивость, и их плоды смертельная отрава, и их обещание смерть. Древо же своей жизни они посадили в середине рая. Но я научу вас, что есть тайна их жизни, то есть совет, который они держат друг с другом, то есть форма их духа.
Корень (этого древа) горек, и ветви его есть смерть, тень его ненависть, и обман обитает в его листьях, и цветение его - помазание лукавства, и его плод смерть, и вожделение есть его семя, и растет оно во тьму."

[Вот уж точно - если хочешь все извратить, исказить и вывернуть наизнанку, спроси гностика, как это сделать сподручнее:))]

С деревьями понятно - теперь о том, что на деревьях висит:

"И Эпинойа света утаена в Адаме (не только затем), чтобы архонты не могли узнать ее, но дабы Эпинойа могла быть исправлением изъяна матери. И человек открылся посредством тени света, которая есть в нем."

Пожалуй, разве что совершенно не знакомый с матчастью субъект не усмотрит в этом указание на Мать и Дочь (Эпинойю света, "ту, что была назвала Жизнью"), две ה Тетраграмматона, Бину и Малхут. К тому же, нельзя не отметить совпадение по датировке - исходя из временнЫх периодов, это даже не полностью сокрытая протокаббала предшествующей эры, а уже самый что ни на есть расцвет традиции (раби Шимон бар Йохай, книга Зоhар - как раз II век н.э.).

А дальше - Апокалипсис Иакова, где все совсем уж прозрачно, но автор этого не замечает в упор:

Здесь высшая София обрисована в виде носителя откровения и избавления духовных людей через Гнозис, сообщенный Христом, а низшая София – как прародитель зла:
«Я же воззову к нерушимому Гнозису, который есть София, которая с Отцом, которая – матерь Ахамот».
В другом месте четко сказано, что Ахамот – переведенное имя Софии
.

Аналогичным образом, "София, которая с Отцом" - это Бина с Хохмой, אבא ואמא, низшая София - Малхут. Зивуг Хохмы с Биной=Даат ("нерушимый Гнозис").

Наконец, беззастенчиво, если не сказать - бесстыже;)) - делается намек...впрочем, сложно назвать это намеком, потому что, по-моему, чистый пшат:
«Эхамот одна и Эхамот другая. Эхамот – просто (απλως) София, но Эхамот – София смерти, она – та, кто знает смерть. Она – та, кто названа малой Софией».

"Смерть вошла в мир" - в Малхут, но, когда "яд Дракона отравил воды", три высшие (горние) сфирот остались нетронутыми. Характеристику "эхамот" я как только ни пыталась записать, чтобы высветился ее первоначальный смысл - и החמות ("ее страсть была отброшена от Плеромы"; из לחמם - "волновать" - можно вывести это значение), и הכמות ("число" - "сфира", от לספור? Слишком уж натянуто), и что-нибудь, завязанное на מות (все-таки, "София смерти") . Но, оказывается, сия прелесть происходит, ни мало ни много, от...החכמות (hа-Хохмот), и уму непостижимо, как в этих апокрифах оно трансформировалось в совершенно неузнаваемое "Эхамот". Действительно, החכמות - калька с греческого "σοφία", и к тому же (да поправят меня ивритоговорящие), это не просто "премудрость", а "приобретение ума" (сравни с להבין - понимать и с собственно, בינה, "Бина" - понимание, мудрость). По сути, наименование отлично иллюстрирует процесс постепенного "сгущения", "отфильтровывания" энергии творения: несознающий Бесконечный Свет, проходя через свойства Хокма, в Бине приобретает форму, ограничивается и упорядочивается (на менее высоком уровне нечто похожее производит сфира Гвура).
У гностиков материя мнится злым началом, узами, демиургической тюрьмой, посему неудивительно, что в их понимании процесс воплощения, когда "искры" духа облекаются в материю - глубоко порочен и по определению несет в себе изъян, а значит, сфира (эон), где осуществляется приобретение формы - также с изъяном, который находит реализацию в низшей Софии(Малхут), где и проявляется в виде смертности. Там же, исходя из такой логики, нужно исправлять недостаток "матери" (способствовать развоплощению).

Для пущей наглядности (низшее подобно высшему, а как иначе?;)) - проекции этих "софий", от мала до велика, во всех 4-х мирах:



Карта Принцессы мечей (Малхут в Йецира) оптимальным образом отражает все вышесказанное, и это вполне естественно, поскольку мир Йецира - мир форм.
__________________________________
И немного, как пишет один френд, "айвассовщины". Если бы пророк эона Гора вместе со своей возлюбленной нынче отправились, подобно охочим до халявы российским туристам, в Каир, мало бы им не показалось: Египтяне "отпраздновали" инаугурацию президента групповыми изнасилованиями на площади Тахрир. Инвокации, надо полагать, не были бы действенны супротив разнузданной и разгоряченной толпы мужиков:)) И пусть поправят меня борцы с экстремизмом, но все-таки дядюшка Яакова, как и прежде, тешится неуемным развратом, братец же его с удовольствием промышляет убийствами - а конечное исправление приближается разве что в мечтах.
assassin's creed

"Зарезать Самаэля"

*Небольшая компиляция, чтобы не забыть некоторые моменты*

Как-то давно я, кажется, уже делала робкие попытки постигнуть разумом профана известную историю о борьбе Яакова, как многие цитируют, "С Б-гом". Впрочем, повторение - мать учения, а повторять, согласно рекомендациям каббалистов, надо аж по 101 раз, поскольку гематрия имени демона, заставляющего забывать выученное, равна 100 (имя этой сущности, кстати, тоже весьма символично: его звать "Пута" - פוטה). А значит, повторив сто первый раз, постигающий, отличающийся трудолюбием и наличием уймы свободного времени, обязательно запомнит - что, на самом деле, тоже не гарантия:))

Так вот, история о борьбе Яакова с "Б-гом", которую сто первый раз повторять не буду, но отдельные аспекты все-таки отмечу - из того, что сама узнала сравнительно недавно. Конечно же, Яаков боролся не с Б-гом, а с ангелом, о чем свидетельствует и текст оригинала ( כה, וישלח - Ваишлах, 25):

וַיִּוָּתֵר יַעֲקֹב לְבַדּוֹ וַיֵּאָבֵק אִישׁ עִמּוֹ עַד עֲלוֹת הַשָּׁחַר
וַיַּרְא כִּי לֹא יָכֹל לוֹ וַיִּגַּע בְּכַף-יְרֵכוֹ וַתֵּקַע כַּף-יֶרֶךְ יַעֲקֹב בְּהֵאָבְקוֹ עִמּוֹ
וַיֹּאמֶר שַׁלְּחֵנִי כִּי עָלָה הַשָּׁחַר וַיֹּאמֶר לֹא אֲשַׁלֵּחֲךָ כִּי אִם-בֵּרַכְתָּנִי
וַיֹּאמֶר אֵלָיו מַה-שְּׁמֶךָ וַיֹּאמֶר יַעֲקֹב
וַיֹּאמֶר לֹא יַעֲקֹב יֵאָמֵר עוֹד שִׁמְךָ כִּי אִם-יִשְׂרָאֵל כִּי-שָׂרִיתָ עִם-אֱלֹהִים וְעִם-אֲנָשִׁים וַתּוּכָל
וַיִּשְׁאַל יַעֲקֹב וַיֹּאמֶר הַגִּידָה-נָּא שְׁמֶךָ וַיֹּאמֶר לָמָּה זֶּה תִּשְׁאַל לִשְׁמִי וַיְבָרֶךְ אֹתוֹ שָׁם
וַיִּקְרָא יַעֲקֹב שֵׁם הַמָּקוֹם פְּנִיאֵל כִּי-רָאִיתִי אֱלֹהִים פָּנִים אֶל-פָּנִים וַתִּנָּצֵל נַפְשִׁי

Тут все с огласовками, и даже с русским переводом:

Яаков остался один. И боролся с ним некто до рассвета.
Но, увидев, что ему не одолеть [Яакова], он коснулся его бедренного сустава — и сместился бедренный сустав Яакова в схватке с ним.
— Отпусти меня, — попросил тот, — ибо взошла заря. Но [Яаков] ответил: — Не отпущу тебя, пока ты меня не благословишь!
Тот спросил: — Как твое имя? — Яаков, — ответил он.
Тот сказал: — Не Яаковом будешь ты зваться впредь, а Израилем, ибо ты противоборствовал [ангелу] Божьему и людям и одолел.
Яаков попросил его: — Назови свое имя. Но тот сказал: — Зачем ты спрашиваешь о моем имени? — и благословил его там.
Яаков назвал это место Пнуэль [Лицо Бога], ибо [сказал]: “Я видел [ангела] Божьего лицом к лицу и остался в живых”.


Характерно, что и в переводе речь идет только об ангеле, который в тексте характеризуется как:
אִישׁ [некто]
אֱלֹהִים, причем последнее упомянуто дважды [традиционно переводится не только как "Б-г", но и как "ангел", или даже "праведник" - в зависимости от контекста. Тут контекст вполне ясен].

Ряд источников - например, toldot.ru, ссылаясь на Берешит раба, утверждают, что это был ангел Эсава - брата Яакова, у которого тот сначала купил первородство, а затем хитрым путем его получил от отца своего, Ицхака (кстати, к вопросу, почему есть "иудеохристианство", но нет "иудеоислама" - Ишмаэль Ицхаку приходится всего лишь дядей,а Эсав ему брат, пускай и дурной - вот такое занятное хитросплетение родственных связей:)). Ангелом Эсава считается, как ни странно, Самаэль, и такая позиция приводится в Ялкут Шимони - следовательно, боролся Яаков именно с Самаэлем, с ангелом смерти, "злым началом", совратившем праматерь Еву(Хаву) и с этих пор служащим своего рода "прокурором", который в Судный День обвиняет человека в его грехах, выступая против него перед Высшим Судом. Какое благословение можно получить от такого "замечательного" существа, одному Б-гу известно:)) Но, как бы то ни было, и побежденный ангел Эсава признал, что первородство Яакову дано по праву, будучи вынужден его благословить и дать новое имя - собственно, Израиль (ישראל, от ישר - прямой, ведь раньше, до поединка, Яакову приходилось идти к победе окольными путями).

Сие милейшее создание с рассветом торопилось, вероятно, исполнять свои прямые обязанности - грабить, убивать и далее по тексту потворствовать злу, и продолжать поединок оно просто не могло. Имя свое, однако же, противоборствующий Яакову не открыл.

В одном из мидрашей рассказывается, что злое начало останется в мире, пока не будет доведено до конца совершенствование этого мира (Тикун Олам, תיקון עולם), венчающееся конечным исправлением - Гмар Тикун, и тогда "злое начало будет зарезано, и все будут плакать". Как это предлагается понимать - что, Б-г возьмет и зарежет всемирного прокурора Самаэля? И не просто найдутся те, кто будет плакать о таком "милашке", но, напротив - "все будут плакать"? Естественно, понимать можно в метафорическом ключе - например, как не плакать, лишившись сущности, которая отчаянно пыталась разнообразить процесс нашего жалкого бытия, как умела (и мне это объяснение очень даже по нраву:)). Но на самом-то деле из его имени - סמאל - попросту изымут ("вырежут") вторую букву, "мем" (מ), и получится безобидный Саэль (סאל), светлая сторона этого существа.

Буква "мем" - тринадцатая буква ивритского алфавита, символизирующая "возрождение из разрушения" и указывающая на процесс совершенствование и развития (Тикун Олам?). Поскольку совершенство достигнуто, можно будет и вырезать букву из имени без всякого ущерба.

И еще один любопытный факт: гематрия имени סמאל равна 131 и совпадает, так сказать, "по модулю", но противоположна по знаку гематрии слова ענוה (скромность, смирение) - и это, принимая во внимание историю с плодами Древа познания, вполне логично: гордыня против скромности, зло против добра. Но после такого "обрезания" злого начала, гематрия имени סאל будет равна 91, что, как ни странно, совпадает с гематрией имени Б-га (יהוה אדני) и слова "Амен" (אמן) - символического завершения молитвенного обращения (которое, помимо прочего, переводится как "истина"). Оно будет, кроме того, на единицу меньше гематрии уже упомянутого выше אלוהים (элохим); а также, сумма 9 и 1 дает 10 - десять сефирот ("Десятью речениями был сотворен мир"). Такие дела.

З.Ы. Об "обрезании" Самаэля я как-то давно видала подробности в одной каббалистической книжке (честно говоря, едва начав читать, я ту книжку в ужасе закрыла и с тех пор больше не открывала) - только это обрезание самое что ни на есть физиологическое, а не метафизическое, как здесь. Там рассказывалось, что они с Лилит занимаются пробуждением слепого дракона Танинивера, и, дабы их усилия не были вознаграждены успехом, Вс-вышний периодически отрезает у несчастного злого начала тот самый орган, которым он осуществляет сношения с Лилит, после чего все начинается заново. Кажется, впоследствии в Liber Azerate приведенную историю порядочно переврали, да еще и навязали непросвещенным участие в этой безблагодатной процедуре - себе на погибель, хехе.

З.З.Ы. Сюда бы для полноты восприятия еще картинку, которая "solve et coagula" - но я уж не буду усердствовать:))

Саша Грей как Мария Египетская наших дней

- А ты знаешь, что Саша Грей, кажется, получила российский паспорт?
- Да? С той же формулировкой, что и Депардье? За вклад в мировую и российскую культуру? А в Чечню она тоже поедет?
- Не думаю..Она еще и лекции стала читать - того и гляди, получит почетное звание академика, как господин Кадыров. Кстати, а может, все врут про нее - и никакая она не порноактриса? Ты видел хотя бы один порнофильм с ее участием? - свой вопрос я адресовала, скажем прямо, вовсе не любителю фильмов формата xxx.
- Не видел, но могу найти - ответил мой собеседник и, не мудрствуя лукаво, скинул мне банальную ссылку на Яндекс, где в строке поиска было введено имя "звезды". Весь объем ее вклада в сокровищницу мировой культуры по этой ссылке виден, как говорится, прямо на ладошке. Некоторые клипы попадали в поиск из Вконтакте, хотя ранее слышались утверждения о том, будто из Вконтакте всю порнографическую продукцию старательно удаляют.

Collapse )

Происходи эти события в наши дни, ей было бы не так просто, укрывшись в пустыне, обратиться к новой жизни, полностью отстранившись от своих прежних грехов - да и пустыню, где можно жить отшельником, найти теперь куда сложнее. Мир, где о каждом известно если не все, то очень многое; мир, в котором почти невозможно спрятаться, затеряться - этот ли Дивный Новый Мир мы приближали, как могли?

З.Ы. Предусмотрительно хочу отметить, что этот текст не направлен на оскорбление чувств верующих, даже если кому-то могло примниться обратное.